22.09.2004

Knorr-Bremse идет в Нижний, чтобы организовать производство тормозных систем



Мария Мысова

Германская группа компаний Knorr-Bremse передумала открывать производство тормозных систем в Подмосковье, отдав предпочтение Нижнему Новгороду. Комплектующими немецкого производителя планируется оснащать на первом этапе автобусы и грузовики компаний, входящих в “РусПромАвто”. Участники рынка и эксперты полагают, что проект будет успешным, поскольку потенциальные покупатели немецких комплектующих — все предприятия, производящие в России средние и большие грузовики и автобусы.


Германская группа компаний (ГК) Knorr-Bremse – крупный производитель компонентов тормозных систем для грузовых автомобилей и автобусов, а также для железнодорожного транспорта. По данным компании, объем продаж в 2003 г. составил 2,2 млрд евро. “РусПромАвто” входит в группу компаний “Базовый Элемент” Олега Дерипаски. Выпускает легковые и грузовые автомобили, автобусы, строительную и дорожную технику. В ее состав входят 15 промышленных предприятий, среди которых: ГАЗ, “Павловский автобус”, АЗ “Урал”, “Автодизель”, “Ликинский автобус”, Тверской экскаваторный завод и Ярославские заводы дизельной и топливной аппаратуры. Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) планирует начать серийное производство автомобилей семейства “Валдай” в 2005 г. ГАЗ-3310 “Валдай” – среднетоннажный коммерческий транспорт грузоподъемностью 3,5 и 4 т. По данным Объединенной финансовой группа (UFG), в 2003 г. в России было произведено 18 166 автобусов и 60 000 грузовиков грузоподъемностью более 1,5 т.

О планах Knorr-Bremse построить завод по производству тормозных систем в Нижегородской области заявила министр экономики обладминистрации Галина Кузьмина еще в августе этого года. Была озвучена и сумма проекта — 10 млн евро. Трехстороннее соглашение об организации производства между Knorr-Bremse, областным правительством и холдингом “РусПромАвто” было подписано в начале сентября.

Как сообщили “Ведомостям” в пресс-службе министерства экономики Нижегородской области, Knorr-Bremse планирует начать сборку тормозных систем для коммерческого и грузового автотранспорта в 2005 г. сначала на базе одного из предприятий области, а в будущем — построить свой завод. Сейчас представители компании подбирают производственную площадку для реализации первого этапа проекта.

В “РусПромАвто” подтвердили, что Knorr-Bremse ведет поиск предприятия в Нижнем Новгороде для производства тормозных систем. “Наш интерес в том, что мы крупные потребители товаров Knorr-Bremse и, в частности, их тормозных систем”, — сообщил пресс-секретарь холдинга Владимир Торин. По его словам, Knorr-Bremse уже более двух лет поставляет системы для автобусов ПАЗ и ЛиАЗ и организация производства в России только удешевит эти комплектующие.

“Knorr-Bremse обеспечивает высокое качество агрегатной базы, и поэтому доля автобусов, которые комплектуются этими тормозными системами, растет”, — говорит Александр Бризкин, PR-менеджер дивизиона “Русские автобусы”, входящего в “РусПромАвто”.

По словам Торина, тормозные системы Knorr-Bremse планируется также устанавливать на новые грузовики “Валдай” грузоподъемностью 3,5-4 т, которые ГАЗ начнет выпускать в следующем году.

В компании Knorr-Bremse также подтвердили факт подписания соглашения и свои намерения организовать производство в Нижегородской области, однако от дальнейших комментариев отказались.

В пресс-службе ГАЗа сообщили, что опытная партия из 50 грузовиков “Валдай” будет выпущена в декабре этого года, а в будущем году — 7000 машин. О возможном оснащении “Валдая” тормозными системами Knorr-Bremse в пресс-службе не знают. В руководстве ГАЗа от комментариев отказались, а пресс-секретарь ГАЗа Сергей Луговой заявил, что завод “выбирает партнеров по техническим и качественным характеристикам, и, если по этим параметрам тормозные системы Knorr-Bremse нам подходят, возможно, они будут устанавливаться на “Валдай”.

Участники рынка и эксперты полагают, что проект по организации производства тормозных систем Knorr-Bremse в Нижегородской области будет успешным. Потребность в этих комплектующих на российском рынке есть, говорит Дмитрий Медведев, директор российского представительства американской компании WABCO (производитель тормозных систем). По его словам, потенциальные покупатели — все предприятия, производящие в России средние и большие грузовики и автобусы. WABCO тоже планирует в будущем организовать свое производство в России, сказал Медведев.

По словам аналитика компании UFG Елены Сахновой, производство тормозных систем Knorr-Bremse в Нижегородской области усилит конкуренцию на российском рынке комплектующих, а это, в свою очередь, заставит российские автозаводы повышать качество автомобилей.

А Вячеслав Смольянинов, старший аналитик ФК “УралСиб”, считает, что как-либо повлиять на рынок комплектующих Knorr-Bremse сможет только после запуска массового производства. “Организация пробного производства перед строительством основного характерна для западных компаний, однако до пуска завода компания не сможет кардинально изменить свое присутствие и цены на рынке”, — сказал аналитик.

Knorr-Bremse уже заявляла в середине 2002 г. о намерении начать сборку тормозных систем на собственном заводе в ближнем Подмосковье. Источник в российском представительстве компании сообщил, что “компания отказалась от строительства завода в Подмосковье в пользу нижегородского проекта”.


МЕТАЛЛОКОРД ДЛЯ ШИН

Свое производство в Нижегородской области планирует организовать и бельгийская компания Bekaert — крупный производитель кабеля и металлокорда. Как сообщили в Миниэкономики области, компания намерена построить завод по производству металлокорда для автомобильных шин. Инвестиции в проект составят $75 млн.



Ведомости