24.09.2004

Заработать на Пикассо. Произведения искусства бьют рекорды доходности



Эрик Ульфельдер

Полотно Пабло Пикассо “Мальчик с трубкой”, ушедшее этой весной на Sotheby's за $104 млн, стало самой дорогой картиной, когда-либо проданной на аукционе. Но с инвестиционной точки зрения гораздо более интересна менее известная картина мастера — “Голова женщины”.

По подсчетам Майкла Моузеса, профессора финансов Stern School of Business при Нью-Йоркском университете и одного из авторов индекса Mei-Moses All Art Index, “Голова женщины” — очень доходный инструмент. В ноябре 1998 г. на аукционе Christie's картина была продана за $26 400, а пять с половиной лет спустя — на Sotheby's за $164 800. Это означает, что картина принесла годовой доход в 39%. “Мальчик с трубкой” не выставлялся на публичные торги с 1950 г., когда он был куплен за $30 000 (в сегодняшних ценах это $229 000). То есть годовой доход от вложения в картину за прошедшие полвека составил 16% (с учетом фактического ежегодного реинвестирования процентов).

Фондовый рынок меркнет по сравнению с рынком искусства. За 5,5 лет, прошедших между продажами картины “Голова женщины”, американский индекс S&P 500 практически не изменился (рынок рос до начала 2000 г., но затем трехлетний обвал вернул котировки на уровень конца 1990-х гг.).

Большинство произведений искусства вряд ли способны повторить финансовый успех “Головы женщины”, особенно в краткосрочной перспективе. Однако они все чаще рассматриваются в качестве самостоятельного класса активов, обещающих высокий доходу. За 50 лет (до середины 2004 г.) Mei-Moses All Art Index, отражающий цены продажи произведения искусства на нью-йоркских аукционах, рос в среднем на 12,1% в год. Эти темпы роста на 0,5 процентного пункта выше, чем у S&P 500 (с учетом выплаченных дивидендов), и на 5,6 процентного пункта выше, чем у 10-летних казначейских облигаций США. Кроме того, изменение цен на произведения искусства слабо связано с динамикой котировок ценных бумаг, поэтому картины, скульптуры, фотографии хорошо диверсифицируют инвестиционный портфель.

Недавно в Лондоне был создан Fine Art Fund — первый фонд, ориентированный на извлечение прибыли из инвестиций в произведения искусства. Как и в традиционных фондах, здесь специалисты по искусству составили инвестиционный портфель. В течение первых трех лет средства будут инвестироваться в полотна европейских и американских художников: 30% — в картины старых мастеров, 30% — импрессионистов, 20% — модернистов и 20% — современных художников. Фонд рассчитан на 10 лет. По истечении первых трех лет управляющие получают право продавать картины, а инвесторы — погашать свои в частном порядке. Каждый год независимый оценщик будет определять стоимость активов фонда и цену пая. Фонд ориентирован на состоятельных клиентов: минимальный взнос — $250 000, ежегодные расходы — 2%. По оценке управляющих, среднегодовой доход составит 10-12%.

Но что делать инвесторам, у которых нет сотен тысяч долларов, чтобы отдать их в управление специалистам? Как оценить инвестиционный потенциал произведения искусства? Начать можно с баз данных и специализированных индексов. Например, Zurich, британское подразделение швейцарской финансовой компании Zurich Financial Services, совместно с аналитической компанией Art Market Research рассчитывают индекс Zurich Art and Antiques Index, отражающий изменение цен на произведения искусства и предметы коллекционирования. В марте эксперты компаний впервые спрогнозировали, инвестиции в какие альтернативные инструменты могут принести наибольший доход; оценка делалась на основе цен и объемов продаж различных предметов коллекционирования на аукционах. По их мнению, очень привлекательными в ближайшие годы будут французские марочные вина из Бордо и русская живопись XIX-XX вв.

Art Market Research составляет и собственные индексы. Кроме того, одни из самых популярных индексов — у миланской Gabrius Art Index и лионской Artprice. Собираемые ими данные можно найти на их веб-сайтах, а представленные там анализ тенденций на рынке произведений искусства, комментарии, возможности по поиску позволят инвесторам выявить наиболее привлекательные с инвестиционной точки зрения возможности. Стоимость годовой подписки на эти сайты варьируется от $199 у Artprice до $2500 за полный доступ к базам данных и аналитической продукции у Gabrius.

Питер Хэстингс Фолк, управляющая компания которого сейчас занимается формированием фонда American Art Investment Fund, особо выделяет такие базы данных, как ArtNet, Art Sales Index и Artprice. “Все три предоставляют пользователю изображения [произведений искусства], подробнейшие данные о продажах, происхождении и ценах”, — говорит он.

Почти все такие фирмы берут информацию из каталогов аукционных домов, поскольку она публичная и поддается проверке. Однако число аукционов, данные с которых включаются в индексы, сильно разнится. Gabrius отслеживает 53 самых известных аукциона, Artprice — около 3000, включая малоизвестные, Art Market Research “ведет” 6000 художников, Artprice — более 300 000. Большинство фирм собирает данные по продажам всех основных видов произведений: живописи, графики, скульптуры, фотографии, что позволяет многим составлять как общие, так и специализированные индексы. Art Market Research рассчитывает такие индексы, как Art 100 (включает произведения многих известных мастеров), Old Masters 100 (работы старых мастеров), Contemporary Art 100 (работы современных художников). А Gabrius отслеживает динамику цен на работы старых мастеров, искусство XIX в., искусство XX в. до Второй мировой войны и после нее.

Одно из главных преимуществ этих индексов — они передают информацию, которую иначе практически невозможно было бы собрать. Но у них есть и серьезные недостатки: их сложно сравнивать друг с другом из-за различий в методологии. Практически отсутствуют и сравнения с традиционными активами, такими как акции и облигации. Крупные мазки, которыми с помощью этих индексов набрасывается картина на тему об инвестициях в искусство, “бесполезны — это лишь краткое визуальное описание, оно не поможет решить, когда покупать и продавать”, считает Дэвид Кьюзин, руководитель аналитической фирмы в Далласе, штат Техас, которая консультирует институциональных клиентов по вопросам инвестиций в произведения искусства и старины. (WSJ, Михаил Оверченко)



Ведомости