04.10.2004

Обзор медиа-рынка Красноярского края


"Василий Нелюбин, начальник краевого управления по телерадиовещанию, печати и информации: "Рынок региональных СМИ начнет стабилизироваться".

Несмотря на то, что медиа-рынок Красноярского края сегодня довольно разнообразен - не так давно статус СМИ получили, наконец, и информационные Интернет-порталы - газета по-прежнему остается его фаворитом. На сегодняшний день в крае зарегистрировано уже более тысячи изданий. О том, каким образом будет развиваться региональный рынок печатных средств массовой информации, корреспондент "Известий" Ирина НОВИКОВА выяснила у начальника краевого управления по телерадиовещанию, печати и информации Василия Нелюбина.

— В последнее время газетный рынок стал развиваться очень динамично. Открываются новые газеты, журналы, появляются региональные вкладки. С чем это связано? Люди стали больше читать? - Новые газеты появляются, чтобы занять какую-то нишу. Например, на заре частной журналистики у нас появилось первое профессионально сделанное "чтиво" ~ "Комок". Позже появилась нужда в "желтом" еженедельнике с ярко выраженным политическим уклоном. На газетный рынок вышел "МК" в Красноярске". Апологеты "Комка" предрекали ему скорую гибель. Но он занял свою нишу, имеет стабильный тираж и доход. Все потому, что он сумел найти своего читателя - людей, которые любят облегченное чтение и в то же время активно интересуются политикой. Кроме них в группе еженедельников-таблоидов свои ниши заняли "Красноярский комсомолец", "Мир новостей" и "Жизнь"... И сейчас на этом рынке новому изданию отбить себе место под солнцем практически невозможно. До сих пор специалисты обсуждают феномен "Телевизора". Он появился, когда в крае была только одна газета подобного жанра - "ТиР", которая рассматривалась не как бизнес-проект, а как некое информационное приложение к Красноярской государственной телекомпании. Учредители "ТиРа" не занимались продвижением своей газеты. Но, как известно, рынок не терпит пустоты. У конкурентов созрела идея сделать классическую телепрограмму более современной, информационно насыщенной, цветной. И сразу был совершен прорыв, потому что эта ниша была никем не занята. Сегодня появляются новые издания, которые пытаются позиционироваться на рынке телепрограмм и найти своего читателя. Пока без особого успеха. Практика показывает, что сегодня 9 из 10 новых издательских проектов умирают. Есть громкие смерти - когда проект "высосал" из учредителя сотни тысяч долларов, а есть тихие, никому особо не заметные. И эти процессы идут в нашем крае постоянно.

— Особая группа СМИ - это те, что выходят в городах и районах края. Как им удается выживать в условиях рынка?
- Существует федеральный закон об экономической поддержке городских и районных газет. Это связано с тем, что в глубинке нет рекламного рынка. И если в городах, таких, как Ачинск, Канск, Минусинск, - пресса может существовать за счет рекламы, то газеты, которые выходят в районах, особенно сельских и таежных, без государственной поддержки не имеют никаких шансов на выживание. Вся "реклама" в этих территориях - это официальные документы местной власти, которые публикуются по демпинговым ценам, или частные объявления типа "продам козу". Во всем мире существует поддержка таких изданий - где-то это государственная компенсация расходов на услуги полиграфистов и связистов, где-то это гранты, которые выделяют газетам негосударственные фонды. Я думаю, что у нас это направление будет развиваться, и в итоге мы придем к стандартам, доказавшим свою состоятельность во всем мире.

— С чем связан рост количества региональных приложений к федеральным изданиям? Буквально за последний год ими обзавелись "КоммерсантЪ", "Ведомости". В Новосибирске - "Континент" и "Эксперт".
- В первую очередь задача таких вкладок - продвижение брендов этих изданий в регионах. Руководители федеральных СМИ не скрывают, что не рассчитывают на сколько-нибудь значительные тиражи в Красноярском крае и других регионах. Для них принципиально важно другое: расширить карту своих рекламных возможностей и предъявить ее рекламодателю. Неважно, каков тираж, важен сам факт: охват максимально возможного количества регионов. Есть и еще одна задача -создать в регионе корреспондентский пункт, работники которого оперативно реагируют на события, происходящие в территории. И то, что количество таких вкладок в Красноярске растет, говорит о том, что они себя окупают. В самом факте активного вхождения федеральных изданий в край я ничего страшного не вижу. Тем более что на местном газетном рынке безраздельно доминируют местные издания.

- Почему в регионе сложно выжить глянцевому журналу?
- Я не знаю ни одного региона, где удалось бы успешно реализовать проект издания собственного глянцевого журнала. Те, что выживают, превращаются в банальные рекламные издания с местечковым уровнем журналистики. Причины, на мой взгляд, всего две. Во-первых, это низкий творческий потенциал провинциальных журналов. На местном материале обычно удается сделать один-два номера, а потом издание начинает "проваливаться". Потому что невозможно конкурировать с "Космополитен" или "Men`s health", которые делаются на мировых объемах информации. Вторая причина - ограниченный рекламный рынок. Он уже давно и прочно поделен. Новые СМИ почти не имеют шансов "затащить" к себе серьезного рекламодателя. А встать на ноги они просто не успевают. На большие, презентационные тиражи и качественную полиграфию нет денег. А нет их потому, что нет больших тиражей и качества. Замкнутый круг. При этом очевидно, что чем ниже тираж издания, тем выше его себестоимость. И наоборот. Тот же "Космополитен" в России печатается, к примеру, тиражом в 70 тысяч экземпляров. Его себестоимость будет гораздо ниже, чем подобного красноярского издания, которое может себе позволить две, максимум три тысячи экземпляров. Такой журнал для издателя будет просто золотым. А бизнес, приносящий сплошные убытки, никому не интересен.

— В связи с последними трагическими событиями в стране звучат мнения о том, что журналисты излишне пристрастно освещают события. Многие обвиняют представителей СМИ даже в разжигании национальной розни. Нужна ли сегодня цензура?
— Цензура в том виде, как она существовала 15 - 20 лет назад, сейчас не нужна. Есть несколько законов, которые регулируют рынок СМИ. Есть прокуратура, недавно созданная Федеральная служба по контролю за соблюдением законодательства в области СМИ, территориальное управление которой открылось и в Красноярске. Их прямая обязанность - отслеживать факты нарушения закона журналистами и принимать меры. Набор наказаний провинившихся законодательно прописан и довольно широк. От вынесения предупреждения СМИ до возбуждения уголовных дел как против газет и телерадиокомпаний, так и против конкретных журналистов. Как журналистам от этого защищаться? Просто соблюдать законы. В красноярских СМИ сегодня столько нарушений, что при желании правоохранительные органы могут привлечь к ответственности журналистов десятков СМИ.

— Что ждет красноярский печатный медиа-рынок в ближайшем будущем?
— Вы спрашивали, почему у нас в крае так много газет. Дело в том, что мы живем в регионе, где активно делают свой бизнес сразу несколько крупных ФПГ. А экономика и политика в России, как известно, шагают бок о бок. Компании делят сферы своих интересов и втягивают в свои экономические игры политиков. И СМИ в этих разборках - главное оружие. Именно поэтому у нас в крае большинство средств массовой информации разобраны ФПГ и стойко отстаивают их интересы на местном медиа-поле. Как долго это может продолжаться? Если реформирование политического устройства России, начатое Президентом, будет продолжаться такими же темпами, то медиа-ландшафт края уже в следующем году серьезно изменится. Отмена выборов губернаторов - это только первый шаг. Жесткое регулирование политических процессов в стране неизбежно приведет к тому, что СМИ перестанут быть грозным политическим оружием своих хозяев, а займутся своей прямой работой - информированием населения. И тогда число газет резко сократится.

В большинстве стран мира нет такого огромного количества газет. Там СМИ - это в гораздо большей степени бизнес, чем идеология. И поэтому нет никакого смысла издавать в каком-нибудь небольшом городке несколько газет. Куда выгоднее делать одну. Тенденция эта дойдет и до нас: в ближайшем будущем рынок региональных СМИ начнет стабилизироваться. И это касается не только нашего края, но и других российских регионов.

"Первый ряд" - "Известия-Красноярск"

 

"Поставить печать".

Содержание газет свидетельствует о том, что медиа-рынок кардинально изменился.

Сентябрь - время перемен на рынке масс-медиа. Телевизионщики традиционно открывают новый сезон, предлагая зрителям свежеиспеченные программы. Издатели представляют публике новые проекты. Сюрпризов для читающей аудитории столицы края нынче заготовлено немало.

Главное условие выживания любой газеты - умение отвечать запросам своего читателя. Но найти свою нишу теперь нелегко. На газетных прилавках Красноярска сегодня теснится более полусотни изданий. Значительная часть из них имеет местную прописку. Для примера - в германских городах читатели выбирают из одного, максимум трех печатных изданий этого типа. Провинциальность же Красноярска на фоне крупных российских мегаполисов проявляется только в том, что здесь читатели по-прежнему отдают предпочтение газетам, недолюбливая журналы. Правда, теперь уже с оговоркой - цветным газетам. В этом направлении местный рынок сделал серьезный шаг вперед. Издатели отреагировали на интерес аудитории к цвету "Комсомольская правда", "Первый ряд" ("Известия"), "Комок", "Коммерсантъ-Сибирь", "Телегид" - все они отошли от черно-белого формата.

Но вернемся к сюрпризам. В этом году красноярский рынок пополнили несколько региональных приложений к деловым ежедневным газетам. Конкурентная борьба в этом секторе обострилась, основная интрига рынка теперь - здесь. Поясним: сегодня в Красноярске выпускается четыре вкладки "Известия", "КоммерсантЪ", "АиФ на Енисее" и "Московский комсомолец" в Красноярске". На подходе - региональное приложение к газете "Ведомости". Получается, что в Красноярске, как и в Москве, теперь борются за читательские предпочтения сразу три уважаемых центральных федеральных ежедневных издания - "КоммерсантЪ", "Ведомости" и "Известия". Кроме того, в столицу края пришло еще одно деловое издание – новосибирский "Коммерсантъ-Сибирь". У всех этих газет - общая целевая аудитория. Их читает политическая и бизнес-элита, представители творческой и научной интеллигенции. В отличие оттого же "Комка" или "Красноярского рабочего" региональные вкладки столь известных брендов не стремятся к массовой популярности, но при этом имеют статус влиятельных. Влияние - и есть тот товар, за которым охотятся все деловые издания. Кстати, если сравнивать тиражи изданий, то пока здесь с небольшим преимуществом лидируют "Известия".

....Еще в начале перестройки один известный журналист так охарактеризовал перемены, произошедшие в российской прессе, рынок журналистов закончился, начался рынок главных редакторов. Похоже, что это утверждение справедливо и сегодня. По крайней мере, судьба регионального еженедельника "АиФ на Енисее" очень красочно его иллюстрирует. Напомним, около полугода назад из-за разногласий с московским руководством команда бывшего редактора приложения Александра Синищука ушла из этого проекта. Стоит отметить, что ничего подобного в истории красноярской прессы никогда не происходило. Уход целой команды - это нонсенс. Насколько успешным будет новый проект коллектива - газета "Знаки времени", - пока неизвестно. Тем не менее, многие эксперты, даже несмотря на то, что одноименное издание когда-то уже потерпело неудачу, его шансы оценивают высоко. Что касается "нового" "АиФа" - издание все еще лихорадит. Достичь прежних высот ему не удается. Специалисты объясняют это даже не недостаточным профессионализмом нового руководства, а инерцией прежней аудитории, привыкшей видеть другой информационный продукт.

Кстати, если говорить только о содержательном формате - "Аиф на Енисее" делит аудиторию с "Московским комсомольцем" в Красноярске". Видимо, на это же поле придут и "Знаки времени". Газеты любопытны тем, что из-за стремления нравиться массовому читателю они балансируют на грани просто интересного издания и таблоида. Пока красноярский "МК" предлагает своим читателям наиболее гармоничный продукт

Газеты - фаст-фуды
Новинки издательского рынка - не просто рекламные бесплатные газеты, но интересные бесплатные газеты Издания типа британского Metro, содержащие помимо рекламы лаконичные статьи на всевозможные темы (международные, национальные и местные новости, спорт, экономика) уже начинают набирать обороты и в России. Такие газеты выгодно распространять в крупных мегаполисах - в точках пересечения крупнейших транспортных потоков. В Москве их можно встретить и в ресторанах фаст-фуда: так газетный бутерброд соседствует со съедобным. Впрочем, в Красноярске таких изданий еще нет. "Всем, Всем, Всем" хотя и распространяется огромным тиражом, содержит только рекламную информацию. Попытки бесплатного издания "Шанс-Авто" наполниться интересным содержанием пока нельзя назвать успешными: содержательное наполнение - по-прежнему не самая сильная сторона этой газеты.

Самые читающие...
По информации "Профиль-Регионов", в рейтинге самых читающих регионов, составленном на основе сопоставления суммарных годовых тиражей газет и журналов, лидерами потреблении журналистской продукции являются: Москва (совокупный годовой тираж газет и журналов 5,3 миллиона экземпляров) и Санкт-Петербург (годовой тираж 461 тысяча экземпляров). Жители Ставропольского края ежегодно потребляют 270 тысяч экземпляров. Любят посидеть с журналом и заглянуть в газету жители Республики Башкортостан (годовой тираж190 тысяч экземпляров), Самарской области (187,7 тысячи экземпляров), Республики Татарстан (177 тысяч экземпляров). Предпочтение того или иного издания в регионах зависит не в последнюю очередь от их "половозрастной" структуры аудитории. Так, жители Ставропольского края, где 51% населения - мужчины пенсионного возраста, всем журналам предпочитают "За рулем". А вот жители Мурманской области (67% населения - трудоспособные женщины) - журнал "Лиза".

Среди газет в обоих регионах с большим отрывом лидирует скандально-познавательная "Спид-Инфо". Красноярский край расположен в середине "тиражной" таблицы: здесь журналы занимают далеко не первые строчки популярности. Лидируют газеты. Самыми "малотиражными" регионами России являются Чечня, Ингушетия, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область.

Игорь Ефимов , "Первый ряд" - "Известия-Красноярск"



ГИПП