04.10.2004

Не по средствам. Аналитики упрекают "Связьинвест" в чрезмерных тратах



Игорь Цуканов

Холдинг “Связьинвест” мало зарабатывает и слишком много тратит, полагают телекоммуникационные аналитики. По их мнению, предприятия холдинга увеличивают капвложения, не обращая внимания на задержки с повышением тарифов. В “Связьинвесте” же ссылаются на необходимость поторопиться с модернизацией сети.


“Связьинвест” контролирует семь межрегиональных компаний связи (МРК) и оператора дальней связи “Ростелеком”. Выручка холдинга в 2003 г. – 150 млрд руб., капитализация – около $3 млрд.

В минувшую пятницу в четырех российских федеральных округах впервые за год подорожала местная телефонная связь. Тарифы повысили четыре МРК — “ЦентрТелеком”, Южная телекоммуникационная компания (ЮТК), “Северо-Западный Телеком” (СЗТ) и “Волгателеком”, рост составил 23-36%. “Уралсвязьинформ” поднял тарифы еще в сентябре, а “Сибирьтелеком” и “Дальсвязь” рассчитывают сделать это с ноября.

Все последние годы тарифы традиционно индексировались дважды в год. Нынешнюю задержку в “Связьинвесте” объясняют затянувшейся передачей функций утверждения тарифов от упраздненного Министерства по антимонопольной политике к Федеральной службе по тарифам. “Новая служба начала работать лишь в июле, и многие МРК недополучили доходы”, — сожалеет замдиректора департамента информационного обеспечения “Связьинвеста” Юлиана Соколенко.

Обеспокоило опоздание с индексацией тарифов и аналитиков. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings выпустило отчет, в котором предположило, что задержки “существенно повлияют на размер выручки от услуг местной связи” в 2004 г. В частности, считают в Fitch, доходы СЗТ могут уменьшиться из-за позднего повышения тарифов на 2,5% от заложенного в бюджете, а “ЦентрТелекома” — на 3%.

По словам представителя отдела по связям с общественностью СЗТ, выручка компании в этом году запланирована в размере 14,1 млрд руб. Если выкладки Fitch верны, потери компании от промедления с индексацией могут превысить 350 млн руб.

Не случайно экспертов волнует рост капитальных затрат МРК. Некоторые из компаний увеличили в этом году инвестиции почти вдвое, отмечает аналитик Brunswick UBS Владимир Постоловский. Особенно много тратят, по его словам, ЮТК и “ЦентрТелеком”, что уже привело к серьезному ухудшению ряда их финансовых показателей.

В частности, по данным аналитика МДМ-банка Сергея Резника, отношение капвложений к выручке “ЦентрТелекома” составит в этом году 22,3%, а у ЮТК — 25%, хотя в норме этот показатель не должен превышать 20%. “Увеличение затрат отрицательно сказывается на прибыльности компаний”, — отмечает Резник.

В 2003 г. компании потратили на развитие 46,4 млрд руб., в этом же объем инвестиций увеличится до 55 млрд руб., подтверждает Юлиана Соколенко. И это без учета затрат компаний на внедрение систем управления предприятием Oracle, одни лицензии на которые обошлись им в $153 млн. Миноритарные акционеры МРК полагают, что в сумме затраты получаются слишком большими.

“Несдержанность в тратах крайне отрицательно влияет на все финансовые показатели ЮТК”, — убежден независимый член совета директоров этой компании, эксперт Ассоциации по защите прав инвесторов Денис Куликов. Инвестиционная программа ЮТК, по его мнению, перегружена, недостаточно прозрачна и предусматривает финансирование ряда объектов, “с которыми имело смысл повременить”.

“Высокий уровень капвложений вредит кредитоспособности компаний “Связьинвеста”, — добавляет младший директор Fitch Ratings Николай Лукашевич. По его мнению, руководство холдинга излишне оптимистично оценивает перспективы рынка фиксированной связи. “В "Связьинвесте" верят, что уровень телефонизации в России в долгосрочном плане можно повысить едва ли не вдвое, до 50%, — говорит Лукашевич. — Мы же считаем, что предельный уровень проникновения услуг не превышает 30-32%. При этом число платежеспособных абонентов, способных аккумулировать серьезный трафик, ограничено”.

Главной причиной расширения инвестиционных программ Юлиана Соколенко называет необходимость модернизации сетей: по ее словам, приоритетная задача холдинга — сохранить свои позиции на конкурентном рынке. Эту точку зрения разделяют и в МРК. “Мы вкладываем деньги в проекты, часть которых уже начала давать отдачу, а другие закладывают фундамент для динамичного развития в 2005-2006 гг.”, — заявил “Ведомостям” коммерческий директор “ЦентрТелекома” Сергей Приданцев. Например, в этом году “ЦентрТелеком” вышел на московский рынок, купив “Роснет” и группу компаний “Аэроком”. Уже в следующем году баланс между капитальными затратами и объемом выручки восстановится, обещает Приданцев.

“Этот год для нас пиковый, наша цель — максимально расширить свое присутствие на рынке и опередить конкурентов”, — вторит ему начальник отдела по связям с инвесторами ЮТК Павел Малеев. По его словам, недавно совет директоров компании скорректировал бюджет, увеличив объем капвложений, зато в последующие годы инвестиции будут сокращены “в разы”.

Но аналитиков это не убеждает. “Инвестировать в развитие сетей можно было и раньше, неясно, почему пик инвестиций пришелся на этот год”, — говорит Владимир Постоловский из Brunswick UBS. А его коллега из “Метрополя” Дмитрий Касьяненко добавляет, что масштабные инвестиционные программы вынуждают МРК влезать в долги, что лишает их свободного денежного потока вплоть до 2006-2007 гг.



Ведомости