04.10.2004


Heineken идет в Сибирь. Голландцы купили пивзавод в Новосибирске



Антон Сарайкин
Юлия Дрокова

Голландская пивоваренная компания Heineken продолжает наращивать свои российские производственные мощности. В минувшую пятницу Heineken объявила о покупке новосибирского пивзавода “Собол бир”.


Heineken – четвертая в мире по размеру пивоваренная компания. Оборот в 2003 г. составил 9,3 млрд евро, чистая прибыль – 798 млн евро. В России Heineken владеет заводом “Пивоварня Хейнекен” (бывший завод “Браво”, Санкт-Петербург), “Шихан” (Стерлитамак), “Волга” (Нижний Новгород). По данным агентства “Бизнес Аналитика”, в первом полугодии этого года компания контролировала 5,7% отечественного рынка пива. “Собол бир” построен в 2003 г. на территории новосибирского завода “ВИНАП” (выпускает ликероводочные изделия, вина и безалкогольные напитки) и вошел в одноименную группу компаний. Учредители завода — ОАО “ВИНАП” и физические лица. Проектная мощность “Собол бир” – 12 млн дал пива в год, инвестиции в строительство составили $30 млн. Основные марки – Sobol и “Жигулевское”.

В пятницу Heineken объявила о покупке 100% акций новосибирского завода “Собол бир”. “Мощности “Пивоварни Хейнекен” в Санкт-Петербурге достигнут своего предела к 2005 г., поэтому данное приобретение позволит в кратчайшие сроки увеличить производственные мощности для национальных брэндов “Бочкарев” и “Охота”, — говорится в сообщении компании. Сумму сделки стороны не раскрывают.

Аналитики Алексей Кривошапко из Объединенной финансовой группы (ОФГ) и Марат Ибрагимов из “УралСиба” (ФК “НИКойл”) сходятся в оценке стоимости “Собол бир” в $50 млн. Но, по словам источника, знакомого с ходом переговоров, “Собол бир” обошелся Heineken в сумму около $70 млн.

Информация о грядущей сделке появилась еще две недели назад. По словам источника, близкого к владельцам “Собол бир”, на прошлой неделе менеджеры Heineken уже разрабатывали предложения по кадровым изменениям на заводе. Но до последнего момента заместитель гендиректора “ВИНАПа” по внешнеэкономическим связям Леонид Нагайцев утверждал, что компания “рассматривает Heineken наряду с другими потенциальными партнерами”, имена которых он не раскрывал. В пятницу вечером он подтвердил факт сделки, но от дальнейших комментариев отказался.

Переговоры между компаниями начались еще в апреле, говорит начальник управления первичных размещений “Тройки Диалог” Константин Повстяной, консультировавший в этой сделке Heineken. По его словам, интерес к “Собол бир” также проявляли SUN Interbrew, Efes и группа “Альфа-Эко”.

“Собол бир” — один из лучших заводов в Сибири, его приобретение дает Heineken хорошую возможность для развития в регионе“, — считает директор по маркетингу “Пивоварни Москва-Эфес” Турул Арбаш.

Хотя Heineken планирует разливать на новосибирском заводе пиво “Бочкарев” и “Охота”, производство Sobol и “Жигулевского” будет продолжено, говорит PR-менеджер “Пивоварни Хейнекен” Анна Мелешина. По ее словам, в течение пяти лет Heineken планирует вложить в “Собол бир” 20 млн евро и довести объем производства на нем до 17 млн дал пива в год.

Покупка “Собол бир” стала для Heineken уже третьим в этом году приобретением в России. В начале августа компания приобрела группу “ЦЕПКО”, включающую пивзаводы “Волга” и “Шихан”. Эксперты оценили эту сделку в $120-140 млн. Тогда же гендиректор “Пивоварни Хейнекен” Роланд Пирме упоминал о планах Heineken получить к 2007 г. контроль над 9,2% российского пивного рынка.



Ведомости