04.10.2004

"Иркут" и "МиГ" объединятся. Но чиновники пока не знают, когда и как это произойдет



Андрей Лемешко
Алексей Никольский
Илья Хренников

После назначения президента НПК “Иркут” Алексея Федорова гендиректором РСК “МиГ” государства задумалось об объединении двух компаний. Как это сделать, чиновники пока не знают. Но миноритарии “Иркута” и аналитики считают эту идею разумной.


ФГУП “Российская самолетостроительная корпорация “МиГ” создан в 1999 г. на базе ВПК “МАПО” и объединяет ОКБ Микояна и ряд других предприятий. По данным компании, ее портфель заказов составляет $1,4 млрд. Корпорация “Иркут” создана на базе Иркутского авиапромышленного объединения и ряда исследовательских и конструкторских фирм. Выручка “Иркута” за 2003 г. по МСФО составила $522 млн, чистая прибыль – $2 млн. Основная продукция “Иркута” – истребители Су-30МК и самолеты-амфибии Бе-200. Федоров контролирует 20,11% “Иркута”, девять менеджеров компании – еще 37%, около 14% акций “Иркута” принадлежат холдингу “Сухой”, 25% – портфельным инвесторам.

25 сентября премьер-министр Михаил Фрадков назначил гендиректором — генеральным конструктором РСК “МиГ” Алексея Федорова, президента НПК “Иркут”. В прошедшую пятницу руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, представляя Федорова коллективу “МиГ”, заявил, что правительство прорабатывает вопрос об объединении РСК и “Иркута” в рамках создания единой авиастроительной корпорации. “МиГ” и “Иркут” — идеальная конструкция, к которой мы сейчас стремимся, — заявил Алешин. — Эти компании обязательно должны быть вместе“. Но как объединить их, чиновники пока не знают. Алешин лишь отметил, что это будет сложным процессом из-за разного качества активов компаний. "Нельзя создать ни полностью государственную, ни полностью частную компанию, — поясняет он. — Мы будем идти к смешанной форме собственности". А Федоров отметил, что "МиГ" — федеральное унитарное предприятие, а "Иркут" — частная публичная компания, а не просто акционерное общество”.

Аналитик ОФГ Елена Сахнова считает, что логичней было бы объединять компании путем присоединения “МиГ” к “Иркуту”, тем самым увеличивая долю государства в НПК. Она отмечает, что объединение активов позволило бы компании существенно сэкономить на издержках и привлечении заемных средств. Однако она видит опасность для миноритариев “Иркута” в том случае, если при слиянии активы “МиГ” будут переоценены и в объединенной компании их доля будет существенно размыта. Главный управляющий партнер “2К Аудит — Деловые консультации” (аудитор “МиГ”) Иван Андриевский уверен, что активы этих двух компаний равнозначны. “МиГ” нельзя считать младшим партнером в подобной сделке“, — говорит Андриевский. В частности, Андриевский отмечает, что по итогам 2003 г. активы “Иркута” оценивались в 23,9 млрд руб., а “МиГ” — в 19,7 млрд руб. Хотя выручка “МиГ” существенно меньше, чем у “Иркута” (по данным Андриевского, в 2003 г. 3,2 млрд руб. против 13 млрд руб.), он указывает, что РСК имеет ряд других преимуществ. Так, по мнению Андриевского, у “МиГ” лучше материально-техническая база (РСК помимо производственных активов владеет значительным участком земли в Москве). Андриевский считает, что объединение правильней было бы проводить путем создания нового АО, в которое “МиГ” и “Иркут” внесли бы свои активы. Государству, по его мнению, должно принадлежать не менее 51% акций, а оставшиеся бумаги должны быть распределены среди акционеров “Иркута” и менеджеров объединенной компании. Федоров лишь указывает, что при объединении необходимо, чтобы не пострадали ни “Иркут”, ни его акционеры.

Представитель иностранных акционеров “Иркута” — фондов Kreml Capital Management и Warburg Invest — Сиз Зимке считает идею объединения “Иркута” и РСК “МиГ” выгодной для акционеров. “Я знаю г-на Федорова и уверен, что он сможет сделать РСК "Миг" более эффективной, — отмечает Зимке. — Пока непонятно, как будет технически реализовано объединение компаний, но, даже если наш пакет будет размыт, его стоимость не уменьшится”. По его мнению, слияние, а также вхождение EADS в акционеры “Иркута” повысит капитализацию объединенной компании и пойдет на пользу развитию всей авиаиндустрии в России.

Правительственный чиновник говорит, что каких-либо других вариантов, кроме обмена акций “Иркута” и “МиГ” (который, в свою очередь, предстоит побыстрее акционировать), нет. Однако, какие активы “МиГ” войдут в объединенную компанию и будет ли государство иметь там контрольный пакет, пока не определено.



Ведомости