04.10.2004

Постоять за ценой придется желающим купить недорогую новую иномарку



Глеб Столяров

Дилеры “GM-АвтоВАЗа” еще не принимают заявок на Chevrolet Viva, серийное производство которой началось 23 сентября, но уже сейчас прогнозируют, что желающим купить эту модель придется ждать до шести месяцев. Пока же самая длинная очередь в Самарской области выстроилась за другой отечественной иномаркой — моделью Ford Focus. Следом идут Toyota Corolla и Hyundai Accent. По словам дилеров, очереди заставляют покупателей ехать в Москву, но самые дефицитные модели приходится ждать и там.


По прогнозам дилеров, в 2004 г. в Самарской области будет продано около 5000–6000 новых иномарок, из которых около 1000 – Toyota, 800 – Hyundai, 250 – Ford, Audi – 100, Nissan – 100. В 2003 г. в Самарской области было продано около 3000 новых иномарок.

23 сентября началось серийное производство новой модели завода “GM-АвтоВАЗ” — седана Chevrolet Viva. Как сообщил на условиях анонимности сотрудник самарской компании “Самара-Лада”, которая продает автомобили “GM-АвтоВАЗа”, дилеры еще не имеют права собирать заявки на продажу автомобиля, хотя его компания уже и получила первые четыре Viva. Он предположил, что очередь на новую модель растянется на полгода, но потом спрос на нее будет постепенно снижаться. “Мы ждем ажиотажного спроса на Chevrolet Viva в начале 2005 г., — говорит менеджер, — это связано еще и с тем, что первые Chevrolet Viva будут полностью собраны из импортных комплектующих, а до конца 2005 г. доля локализации производства будет доведена до 45%”. Он полагает, что присутствие российских комплектующих в автомобиле насторожит покупателя.

Вячеслав Костин, замдиректора компании “Автоцентр-Тольятти-ВАЗ” (дилер “GM-АвтоВАЗа”), напоминает, что с началом продаж Chevrolet Niva на эту модель были очереди до 30 человек, а ждать ее приходилось 1,5-2 месяца, но через полгода спрос выровнялся, а сегодня дефицита нет совсем. “Любая новая модель в первые месяцы продаж вызывает ажиотаж, — говорит Евгений Кирсанов, коммерческий директор тольяттинской компании "Премьера" (дилер Volkswagen), — к середине октября, к примеру, мы ожидаем Volkswagen Pointer, на которую в первые несколько месяцев выстроится очередь”.

Пока же самые длинные очереди за отечественной иномаркой Ford Focus. Как рассказал Антон Клешнин, менеджер по продажам автосалона Ford компании “Самарские автомобили”, заказав Focus российской сборки сегодня, машину можно будет получить только в феврале. “В этом году наш автосалон планирует продать около 250 автомобилей, из которых более 80% будут Focus”, — говорит Клешнин. Он объяснил, что каждый официальный дилер Ford получает квоты, которые определяются, исходя из объемов производства российского завода. По словам начальника отдела по связям с общественностью российского представительства Ford Екатерины Кулиненко, такая ситуация характерна для всех регионов: “Время ожидания автомобиля для всех регионов, включая Москву и Санкт-Петербург, одинаково”, — говорит она. Аналитик ОФГ Елена Сахнова считает, что очереди на иномарки, собранные в России, — это типичное явление. Так, по ее словам, завод Ford во Всеволожске сейчас достаточно сдержанно увеличивает свои объемы производства, поскольку “год назад такого подъема рынка в России никто не ожидал”.

“Корейцы” из Таганрога

Главной интригой этого года продавцы иномарок называют рост продаж автомобилей Hyundai. Корейцы уже наступают на пятки лидирующей в России компании Toyota. По оценке Владимира Егоршина, гендиректора автосалона “Арго”, продающего корейские автомобили, в 2004 г. первые места по продажам в Самаре займут Toyota (около 1000 машин) и Hyundai (около 800 машин). На эти марки выстраиваются и самые длинные очереди, отмечает Егоршин. По словам начальника отдела продаж корейских машин автосалона “Арго” Владимира Гарпиненко, сейчас на корейские автомобили Hyundai, KIA и Daewoo очереди от одного до трех месяцев в зависимости от ценовой категории. Он говорит, что до трех месяцев приходится ждать самую популярную модель Hyundai Accent (цена от $11 360 до $13 320, сборка Таганрогского автозавода (ТагАЗ). Сейчас в очереди на эту модель стоят около 40 человек, говорит Гарпиненко. “Арго”, по его словам, продает около 100-120 корейских машин в месяц.

Стоять в очередях приходится за иномарками недорогой ценовой категории — в пределах от $8000 до $13 000, говорит Егоршин. Он объясняет это ростом платежеспособности населения, а также отсутствием в течение последних лет принципиально новых предложений со стороны отечественного производителя в той же ценовой категории. Спрос на “корейцев” вызван и долларовыми ценами на автомобили.

Самой продаваемой моделью Toyota является Corolla по цене от $17 400, которую покупатель может получить, как правило, только через два месяца после оформления заявки, говорит директор автосалона “Тойота-Центр-Самара” Антон Тютеев. В очереди на эту модель стоят сейчас около 30 человек. Тютеев объясняет дефицит машин тем, что московский дистрибьютор не всегда верно рассчитывает объемы продаж Toyota. “Заявки дистрибьютора производителю не успевают за растущим спросом на автомобили Toyota, особенно в средней ценовой категории”, — говорит он. В сентябре только “Тойота-Центр-Самара” продал более 100 автомобилей этой марки.

Высокие темпы роста спроса на японские автомобили отмечают и в автосалоне Nissan и Suzuki компании “Самарские автомобили”. Директор салона Владимир Гришов говорит, что по сравнению с 2003 г. спрос на автомобили Nissan вырос в 5-6 раз. По его словам, это связано с общим повышением спроса на рынке. Но время ожидания, по словам Гришова, не превышает 1-2 месяца.

Но Валерий Тараканов, сотрудник московской компании “Рольф-Холдинг” (дистрибьютор Hyundai и Mitsubishi), говорит, что с момента размещения заказа до момента поставки дистрибьютору с завода-производителя в Японии и Корее проходит 4-5 месяцев. Он уверяет, что сейчас очереди на Hyundai и Mitsubishi в Москве и в регионах исчезли. А очередь на Hyundai Accent Тараканов объясняет тем, что за распространение этой модели ответственны дилеры ТагАЗа.

Желающему купить европейскую иномарку иногда приходится ждать не меньше, чем покупателю японской или корейской машины. Дмитрий Маврин, директор самарского автосалона “Элегант-Авто” (официальный дилер Skoda), говорит, что некоторые автомобили Skoda приходится ждать до 1-2 месяцев, но это объясняется не дефицитом машин, а нетипичной комплектацией, поскольку это время необходимо для выполнения особого заказа. Маврин заметил, что сейчас покупателю приходится ждать автомобили, цены на которые выставляются в долларах, прежде всего это корейские и японские марки. По его мнению, ситуация не изменится до тех пор, пока доллар не начнет крепнуть по сравнению с евро. С ним согласен Егоршин из “Арго”. “Преимущество корейских и японских иномарок еще и в том, что они, как правило, изначально дешевле европейских”, — добавляет он.

В среднем очередь на Renault составляет около месяца и стоят в ней по 15-20 человек, говорит менеджер по продажам самарского дилера “Авто-Поволжье” (Renault) Алексей Богословский. Среди самых ожидаемых машин он называет Renault Symbol (от $8650) и Renault Megan (от $13 500). Дилеры Renault ждут очередей весной 2005 г., когда в продажу поступит новый Renault Logan российской сборки по цене от 7000 евро.

Просчитались

Некоторые участники рынка в качестве причин очередей называют маркетинговые просчеты самих дилеров и автоконцернов. По словам Кирсанова из тольяттинской “Премьеры”, дефицит возникает тогда, когда дилеры не умеют предугадать спрос на ту или иную модель. “В Москве продается до 90% всех иномарок в России, — говорит Кирсанов, — покупатели, которые не готовы ждать иномарку несколько месяцев, едут в Москву или в соседние регионы”. С ним согласен Тютеев из “Тойота-Центр-Самара”. Он говорит, что его компания, став официальным дилером Toyota, предлагает самарскому покупателю автомобили по московским ценам: “В этих условиях очередь может стать определяющим фактором, который заставляет покупателя ехать за машиной в Москву”.

Елена Сахнова, аналитик компании ОФГ, объясняет высокий спрос на автомобили, собранные в России, оптимальным соотношением “цена — качество” для российского покупателя. “За относительно небольшие деньги он может позволить себе купить иномарку достаточно высокого класса”, — говорит она. А дефицит машин, и как следствие очереди, вызван ошибкой в расчетах участников рынка, полагает аналитик: большинство автопроизводителей прогнозировало, что темпы роста рынка иномарок в 2004 г. замедлятся по сравнению с прошлым годом, но этого не произошло, говорит Сахнова. “Также на спрос повлияло развитие кредитных схем”, — добавляет Тараканов из “Рольф-Холдинга”.


ДОРОГО, НО СРАЗУ

Рост рынка дешевых иномарок в Самарской области сопровождался стагнацией в премиум-сегменте автомобилей (от $30 000). По прогнозам гендиректора автосалона “Арго” Владимира Егоршина, в этом году в Самарской области будет продано не больше 100 новых Audi, 40-50 Mercedes, около 60 BMW. По его словам, это соответствует показателям продаж в Самарской области в прошлом году. Участники рынка связывают это с насыщением премиум-сегмента. Егоршин говорит, что бум на дорогие автомобили кончился 1-2 года назад, а теперь объемы продаж поддерживаются на прежнем уровне только за счет обновления существующего парка.



Ведомости