05.10.2004

Образование на экспорт. Во всем мире образование сегодня развивается как экспортная отрасль



Основная конкуренция идет между наиболее развитыми странами Западной Европы, Северной Америки, Австралией и Японией, в которых обучается более 80% всех иностранных студентов. Место, которое занимает на международном рынке образовательных услуг Россия, не соответствует ее образовательному потенциалу. Однако все может изменить Болонский процесс.

Процесс гармонизации образования начался с заявления, сделанного в июне 1999 года в Болонье министрами образования ряда европейских государств. "Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации обусловлены привлекательностью, которую ее культура имеет для других стран. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям", - говорилось в заявлении. Целью, сформулированной в заявлении министров, стало "увеличение международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования". В нем же сформулированы принципы и механизмы гармонизации европейских образовательных систем (см. таблицу). Завершить процесс унификации планируется к 2010 году.

Ключевым моментом гармонизации образовательного процесса в Европе является введение системы кредитов. В упрощенном виде это выглядит следующим образом. Каждому учебному курсу присваивается определенное количество баллов, кредитов. Устанавливается количество кредитов, которые необходимо набрать для получения сертификата или диплома. Принятие ECTS - европейской системы перезачета кредитов обеспечивает прозрачность, сопоставимость объема изученного материала и соответственно возможность академического признания квалификаций и компетенций выпускника в других странах. При этом ECTS является своего рода накопительной системой. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, - на различного рода курсах и семинарах, которые признаются заинтересованными университетами. А это, в свою очередь, помогает реализовать популярную в Европе концепцию "обучение в течение всей жизни".

Россия свое решение о присоединении к Болонскому процессу приняла достаточно поздно - в 2003 году. Это объясняется, с одной стороны, тем, что трудно начинать новый этап изменений до тех пор, пока не завершена уже начатая модернизация российской образовательной системы. С другой стороны, экономическое положение России, несмотря на начавшуюся стабилизацию, не позволяет пока надеяться на увеличение финансирования высшего образования. А для любых нововведений требуются средства по меньшей мере на проведение исследований. Кроме того, опыт внедрения программ подготовки бакалавров и магистров показал, что российское образовательное сообщество очень консервативно, может быть, потому, что начиная с конца 80-х годов профессорско-преподавательский состав стремительно старел, и этот процесс еще не прекратился, отмечают в администрации Профсоюза работников образования и науки.

Вместе с тем в России в отличие от значительной части других стран Европы многие положения Болонского процесса уже выполнены. Например, двухуровневая система академических степеней уже введена. Существует национальная система аккредитации образовательных учреждений. Это создает обманчивое впечатление о легкости достижения других целей Болонского процесса. Однако на практике все будет зависеть от политики федеральных властей и развития общей экономической ситуации в России. Во многих странах (Австрия, Германия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Швеция) идет интенсивный процесс изменения законодательства, связанный в том числе и с облегчением трудоустройства студентов и жителей других стран Европы. Так что еще непонятно, приведет ли Болонский процесс к выходу России на международный рынок образовательных услуг или просто облегчит "утечку мозгов".

Что такое Болонский процесс

Введение двухциклового обучения.

 Предлагается ввести фактически два цикла обучения: 1-й - до получения первой академической степени, 2-й - после получения первой академической степени. Продолжение обучения на 1-м цикле должно быть не меньше 3 и не больше 4 лет. Степень бакалавра, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Обучение в течение второго цикла может вести к получению степени магистра (через 1-2 года обучения после получения 1-й степени) и/или к докторской степени (при общей длительности обучения 7-8 лет).

Введение кредитной системы.

Предлагается ввести во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ЕСТS, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции "обучение в течение всей жизни".

Контроль качества образования.

Предполагается учреждение аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно будут установлены стандарты транснационального образования.

Расширение мобильности.

На основе выполнения предыдущих пунктов предполагается существенное развитие мобильности учащихся. Кроме того, ставится вопрос о расширении мобильности преподавательского и иного персонала для взаимного обогащения европейским опытом. Предполагается изменение национальных законодательных актов в области трудоустройства иностранцев.

Обеспечение трудоустройства выпускников.

 Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы на пользу всей Европе. Все академические степени и другие квалификации должны быть востребованы европейским рынком труда, а профессиональное признание квалификаций должно быть облегчено. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместное использование Приложения к диплому, рекомендованного ЮНЕСКО.

Обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Одной из главных задач, которая должна быть решена в рамках Болонского процесса, является привлечение в Европу большего количества учащихся из других регионов мира. Считается, что введение общеевропейской системы гарантии качества образования, кредитной накопительной системы, легко понимаемых квалификаций и тому подобного приведет к повышению интереса европейских и иных граждан к высшему образованию.

Известия