06.10.2004

Уроки чистоты преподаст российская финансовая разведка в Евразии



Анфиса Воронина

Россия научит всю Евразию правильно бороться с отмыванием денег и финансированием терроризма. По ее инициативе сегодня будет создана отдельная “евразийская” группа FATF, а отечественное “антиотмывочные” будет ужесточаться.


В структуре Financial Action Task Force (FATF) работает несколько региональных групп. По словам председателя группы Moneywal (объединяет 27 европейских стран) Клаудио Стролиго, эта “ячейка” работает по принципу “товарищеского контроля”: эксперты каждой страны следят за ситуацией в соседних. Высшая мера, которая грозит нарушителям правил “товарищества”, – опубликование публичного заявления. По словам Стролиго, это почти равно включению в “черный список” FATF.

Сегодня Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и Китай подпишут учредительные документы и выберут председателя “евразийской” группы FATF. Идею объединения предложил в феврале руководитель службы финансового мониторинга (ФСФМ) Виктор Зубков. По его словам, Грузия, Украина и США могут получить в группе статус наблюдателей. Задачи группы — консультации государствам-членам, у которых нет своего “антиотмывочного” законодательства, и помощь в подготовке кадров для финансовой разведки. Пока подобный орган создан только в России. Финансировать работу группы также будет отечественный бюджет. По словам министра финансов Алексея Кудрина, Россия уже выделила для этого $1 млн и даст столько же в 2005 г.

Первый зампред Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Казахстана Рустам Ибраимов говорит, что его страна “рассчитывает на помощь российских органов”, в частности, в создании единой базы по “подозрительным” организациям и лицам. Российские банкиры выгод для себя от расширения “зоны влияния” отечественной финразведки не видят. По словам экономиста отдела валютного контроля Межпромбанка Сергея Язикова, это лишь поможет укрепить авторитет России — в том случае, если она возглавит группу.

Пока же ФСФМ займется ужесточением российского “антиотмывочного” законодательства. По мнению Кудрина, было бы полезно прописать в законе больше оснований для блокирования “сомнительных” счетов. Сейчас операция может быть заблокирована на два дня, если один из ее участников входит в “черный список” FATF, и на более долгий срок по решению ФСФМ.

По словам зампреда комитета Госдумы по кредитным организациям Павла Медведева, никаких предложений по ужесточению антиотмывочного закона в парламент не поступало, хотя разговоры об этом ведутся с начала сентября. А с точки зрения Язикова, полезнее было бы законодательно определить порядок раскрытия информации о конечных владельцах компаний. Дополнительные полномочия по блокировке счетов будут полезны, только если к существующим нормам добавятся надежные механизмы их реализации, поясняет он.



Ведомости