06.10.2004

В обход России. Lactalis потратила более $40 млн на молочные заводы в Казахстане, Молдавии и на Украине



Антон Сарайкин

Французский молочный гигант Lactalis приобрел компанию Foodmaster, владеющую заводами по выпуску молочных продуктов в трех странах СНГ. Приобретение позволит французам захватить лидерство на рынке молочных продуктов сразу двух постсоветских стран — Казахстана и Молдавии.


Зарегистрированная в США компания Foodmaster International владеет в Казахстане, Молдавии и на Украине семью заводами по производству молока, кефира, сметаны, йогуртов и сыров. Объем переработки составляет 100 млн л молока в год. Ежегодно компания производит 90 000 т продукции, объем продаж составляет $60 млн в год. Французская Lactalis group – один из крупнейших в мире производителей молочной продукции с оборотом $7,2 млрд, располагает предприятиями в 140 странах. Основные марки – President, Bridel, Valmont и Lactel. В России Lactalis владеет подмосковным заводом “Лакталис Истра” мощностью 6000 т сыра в год, на Украине – комбинатом в г. Николаеве. По данным Объединенной финансовой группы (ОФГ), в 2003 г. объем продаж компании “Лакталис Восток” (представительство Lactalis в России) составил $17 млн, завода “Лакталис Истра” – $4 млн.

Lactalis заключила с американским инвестиционным фондом Agribusiness Partners International (API) соглашение о покупке доли в Foodmaster International, сообщил “Ведомостям” глава департамента коммуникаций французской компании Люк Морлеон.

Детали и сумму сделки Морлеон назвать отказался. По словам источника, знакомого с ходом переговоров, сумма сделки превысила $40 млн, в которые включены около $10 млн долговых обязательств компании. По словам источника, Lactalis выкупила 80% акций, принадлежавших американскому фонду, оставшийся пакет французы приобрели у менеджмента Foodmaster. Аналитик ОФГ Алексей Кривошапко оценивает сделку в $50 млн.

Управляющий фондом Agribusi-ness в России и СНГ Грегори Беренштейн подтвердил продажу 80% акций Foodmaster. По его словам, фонд владеет Foodmaster с 1996 г., а в этом году “пришло время выходить”. По его словам, фонд “сработал с прибылью”.

Константин Повстяной, бывший начальник управления первичных размещений “Тройки Диалог” (компания выступала консультантом фонда Agribusiness), рассказал, что переговоры о продаже акций Foodmaster начались весной. По его словам, помимо Lactalis интерес к Foodmaster также проявляли “Вимм-Билль-Данн” (ВБД) и “Юнимилк”.

“Мы прекратили переговоры еще весной, — уточнила глава управления по работе с общественностью и инвесторами ВБД Марина Каган. — Мы приобретаем активы тогда, когда нам важен выход на новый рынок. На Украине и в Казахстане мы представлены хорошо, а молдавский рынок нам не так интересен”. А высокопоставленный менеджер ВБД, пожелавший остаться анонимным, предположил, что Lactalis придется инвестировать в заводы Foodmaster “значительные средства из-за сильной изношенности мощностей”.

“Сейчас мы проводим аудит Foodmaster и оцениваем необходимый размер инвестиций”, — говорит директор по развитию Lactalis в странах СНГ Марсиаль Секели. По его словам, компания планирует выпускать на заводах Foodmaster всю линейку молокопродуктов, как под нынешними брэндами, так и под марками Lactalis.

Выбор в качестве объекта инвестиций в СНГ компании, не располагающей российскими мощностями, Секели объяснил тем, что с покупкой Foodmaster Lactalis автоматически становится лидером сразу на двух национальных рынках — казахстанском и молдавском. Тем не менее Lactalis “постоянно рассматривает возможность увеличения производства в России”, говорит Секели. Алексей Кривошапко, аналитик ОФГ, подтверждает, что сделка позволит французам стать крупнейшим молочным производителем Казахстана и Молдавии.



Ведомости