07.10.2004

"У нас свои пути выхода на российский рынок"



В 2003 году компания General Electric заработала в России $480 млн. В 2004-м планирует получить уже 675 млн, а к 2007 году прогнозирует увеличение доходов до $1,1 млрд. Это не так много для концерна, уже много лет занимающего первые строчки рейтингов крупнейших компаний мира. Суммарные продажи GE превышают $133 млрд. Но в General Electric поставили на Россию. Главным конкурентным преимуществом нашей страны здесь считают грамотность и образованность рабочей силы. Этим летом компания решила захватить рынок потребительского кредитования в России, для чего купила российский ДельтаБанк. В концерне не скрывают, что рассчитывают увеличить масштабы его бизнеса в несколько раз. Несмотря на активное развитие бизнеса в России, топ-менеджеры General Electric до последнего времени не давали интервью российским журналистам. Но сегодня о том, почему General Electric заинтересовалась Россией и как фирма намерена строить свой бизнес в нашей стране, корреспонденту "Известий" Алексею ТИХОНОВУ рассказывает президент и главный исполнительный директор концерна General Electric по Европе, Ближнему Востоку, Латинской Америке и Канаде Фердинандо Беккалли.

- Бытует расхожее мнение, что есть Россия, а вокруг - весь остальной мир. Привычные правила игры здесь не работают. Это просто другая страна. Как вы оцениваете это клише?

- Ответ очень прост. Я родом из Турина, что на севере Италии. Люди из Неаполя, что на юге, считают себя другими, непохожими на других итальянцев. Они пытаются убедить в этом других. Но это не так. Мы все едим, спим, любим и страдаем. Все наши действия мотивированы практически одинаково. Небольшие расхождения в поведении, привычках, традициях и обычаях мы пытаемся выдавать за нашу неповторимую индивидуальность. Это действительно не так. Как я уже сказал, все мы - обычные люди.

"Люди в России наиболее грамотны и образованны в самых разнообразных сферах деятельности"

- У вас огромный опыт работы в разных странах. Как бы вы могли охарактеризовать сегодняшнюю Россию?

- Для General Electric Россия - очень важный регион мира с точки зрения развития и роста компании. Национальный рынок быстро растет, законодательная система страны адаптируется к нуждам российских потребителей. Здесь огромный научно-технический и технологический потенциал, опирающийся на высокий образовательный уровень российских специалистов. Более того, Россия становится очень важным для GE рынком, источником новых кадров и технологий. И это полностью соответствует нашим критериям оценки географических регионов с точки зрения развития бизнеса. Хотя, строго говоря, мы стараемся не проводить региональных границ. Мы строим бизнес по принципу общего пространства, без учета линий на географической карте, стараемся мыслить более широкими категориями - будь то Россия или Восточная Европа, Ближний Восток или Африка. На наш взгляд, такой подход более эффективен, в том числе с точки зрения оценки и использования интеллектуальных и технологических потоков.

- Давайте определим место России в так называемом блоке БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), который является приоритетным для глобального бизнеса.

- Бразилия - удивительная страна с огромным потенциалом с точки зрения природных ресурсов. Это богатая страна, которая развивается очень стремительно. За последние 10 лет мне довелось общаться с бразильцами, работающими в самых разных отраслях. Перемены, которые я замечаю в экономике страны, просто поразительны. Индия - это страна, которая развивается в немалой степени за счет выдающихся интеллектуальных ресурсов. Не стоит забывать, что там живет более миллиарда человек. Здесь активно развиваются высокие технологии и бизнес, связанный с разработкой программного обеспечения. Китай - это монстр (в хорошем смысле слова). Про численность населения в Китае вообще говорить не приходится. Кстати, приведу пример недельной давности. Я - страстный поклонник автомобильных гонок и внимательно слежу за заездами Гран-при «Формулы-1». На позапрошлой неделе в Китае заезды «Формулы» прошли впервые. У экранов телевизоров собралось 300 миллионов зрителей. В Европе успехом трансляции считается аудитория в 40-50 миллионов человек. Так становится очевидным, почему "Формула-1" едет в Китай, почему туда же едет Ferrari. Потому что в Китае происходит очень много интересного. И эта тенденция обещает сохраниться надолго.

Из четырех стран, о которых вы спросили, Россия является наиболее технологически развитой. Люди в России наиболее грамотны и образованны в самых разнообразных сферах деятельности. Эти преимущества России имеют поступательную тенденцию.

Тепловозы и двигатели

- В каких отраслях вашего бизнеса востребованы российские разработки?

- В Москве работает специальный научно-конструкторский центр, который разрабатывает компоненты для высокотехнологичного производства GE. Знания и опыт российских инженеров востребованы энергетическим и авиационным отделениями GE.

Мы активно вовлечены в работу по модернизации российского локомотивного парка. Здесь GE работает по двум направлениям. Во-первых, мы предлагаем использовать наши разработки в области производства дизельных двигателей и поставки соответствующего программного обеспечения для контроля за эксплуатацией тепловозов. Результаты испытаний дают нам основание рассчитывать на заключение соглашения о строительстве в России предприятия по производству дизельных двигателей на базе американских технологий.

Для выхода этого совместного предприятия на полную проектную мощность потребуется пять лет. Во-вторых, мы планируем организовать в России производство локомотива нового поколения, разработанного российскими инженерами и специалистами GE. В случае успешной реализации данного проекта новый локомотив поступит как на российский рынок, так и на экспорт.

- История с модернизацией российского локомотива несколько затянулась?

- Никакой тут истории нет. Мы попросту являемся свидетелями развития процесса, который в конечном итоге должен привести к желаемому результату. Проект, о котором вы говорите, является одним из наших главных проектов на российском рынке. Мы инициировали и разработали его несколько лет назад. И диалог с нашими российскими партнерами начался не вчера. Мы начали с того, что купили и перевезли в США российский тепловоз, где произвели его модернизацию. Мы не могли этого сделать нигде, кроме как на наших американских предприятиях. Мы вернули модернизированный локомотив в Россию, где он прошел ходовые испытания в зимних и летних условиях. Испытания заняли почти год. По техническим характеристикам были получены положительные результаты, которые превзошли наши изначальные ожидания. В настоящее время мы ведем переговоры с РЖД и нашим партнером по совместному предприятию, чтобы структурировать и надлежащим образом оформить потенциальный контракт.

- Видите ли вы нишу для своих авиационных двигателей на российском рынке?

- Российский "Аэрофлот" закупил самолеты Airbus и Boeing, на которых установлены наши двигатели. Мы активно изучаем местный рынок для поиска других авиакомпаний. Мы хотим строить с ними деловые отношения, конструктивный диалог. Это должно обеспечить нам новые возможности для сбыта авиационных двигателей. Если я не ошибаюсь, в России сегодня насчитывается 203 авиакомпании. Среди них есть достаточно крупные перевозчики. При том, что "Аэрофлот" наш давний и уважаемый партнер, мы хотим расширять базу наших заказчиков в вашей стране.

- Ваш международный конкурент германский концерн "Siemens" недавно сделал серьезный шаг в продвижении российского бизнеса.

- Вы имеете в виду планы Siemens о покупке пакета акций "Силовых машин"? Отвечу вам так. Мы очень уважаем компанию Siemens как нашего конкурента. У наших компаний свои пути и решения задач с точки зрения выхода на новые рынки. Конкретные решения зависят от целого ряда факторов. В данном случае компания Siemens сделала свой выбор партнера для создания совместного предприятия и всего остального, что с этим связано. У нас свой подход. Мы видим пути выхода на рынок по-своему. Мы по-другому продаем и работаем так, как нам кажется правильным. Именно потому, что российский рынок мы считаем для себя очень перспективным.

"Когда мы купили банки в Польше, размер выданных ими кредитов увеличился в сотню раз"

- Расскажите нам о самом громком приобретении GE в России - покупке ДельтаБанка.

- Данное приобретение, на наш взгляд, обеспечивает GE хорошую платформу для выхода на российский рынок потребительского финансирования. Мы рассчитываем привнести в работу банка наш американский и европейский опыт с целью его дальнейшего развития. Мы хорошо понимаем, что этот сегмент рынка в России только начинает развиваться, но темпы его развития очень высоки. С приобретением ДельтаБанка, а мы рассчитываем, что эта сделка будет вскоре утверждена официальными российскими органами, штат наших сотрудников в России увеличится до 800 человек.

- Каковы приоритеты GE в сфере потребительского кредитования в России?

- Приобретая ДельтаБанк, мы в первую очередь рассматривали прочные позиции банка на российском рынке обслуживания кредитных карт. При этом у банка есть потенциал для работы в других сегментах - как на рынке финансирования жилья, так и на лизинговом рынке, на которых GE намерена развивать соответствующие услуги в России. Мы говорим о начале работы на российском рынке потребительского финансирования в целом. А это кредиты на покупку автомобиля, холодильника, компьютера и прочих вещей, необходимых человеку в тот или иной момент, чтобы выстраивать свою жизнь в соответствии с личными планами и существующими бытовыми и техническими стандартами.

- Тогда, может быть, вы скажете несколько слов об этих ваших планах? О том, насколько велик будет данный бизнес GE в России.

- Планы у нас есть. Приведу один пример, который характеризует нашу работу в данном сегменте рынка. Этот пример может хорошо проиллюстрировать наши планы в отношении ДельтаБанка. Когда десять лет назад мы приобрели два банка в Польше, их совокупный оборот на рынке потребительских кредитов был равен 15 млн долл. Сегодня эти банки ежегодно дают в долг 2 млрд долл. Выводы можете сделать сами...

- Будете ли вы развивать свой кредитный бизнес в российских регионах?

- В России много городов с населением свыше одного миллиона человек. Поэтому наша цель - наладить работу по всей России. Через какое-то время (я только что обрисовал вам ориентировочные временные рамки на примере Польши) мы ожидаем открытия новых филиалов ДельтаБанка по всей России. Конечно, главное здесь - наращивание капиталов.

- Как будут строиться отношения между вашим подразделением потребительского кредитования и ДельтаБанком?

- Я думаю, что сейчас об этом говорить преждевременно, поскольку сделка по приобретению банка еще не завершена. Если все получится, как мы планируем, то банк будет инкорпорирован в общую структуру финансовых операций GE, аналогичную польской или чешской модели, или нашей деятельности в Великобритании, где у нас несколько банков. Эта работа станет частью деятельности очень большого отделения GE Consumer Finance, предоставляющего весь спектр потребительских финансовых услуг.

- Будете ли вы развивать ипотечное кредитование в России?

- Позвольте, я отвечу вам так: это очень интересный сегмент рынка для GE. Поэтому мы рассмотрим возможные варианты вывода наших технологий жилищного кредитования на российский рынок

"Мы обычные люди. Конгломератом себя не считаем"

- Вас не волнует критика в адрес конгломератов?

- Сразу скажу, что мы не считаем себя конгломератом. Мы считаем себя многопрофильной компанией. Между этими понятиями есть кардинальная разница. Конгломерат - это некое объединение структур, слабо связанных между собой общекорпоративной работой. GE - это корпорация, объединяющая одиннадцать различных бизнесов, связанных в единую общекорпоративную систему и подчиняющихся единому корпоративному центру.

GENERAL ELECTRIC

Основателем компании General Electric считается выдающийся изобретатель Томас Эдисон. Но создателем ее финансового могущества считается Джон Пирпонт Морган, который, поверив в электричество сам, заставил поверить и своих коллег с Уолл-Стрита. Несмотря на то, что дом Моргана, "зажженный" Эдисоном, сгорел в буквальном смысле этого слова. Несмотря на сложность бизнеса и наличие многочисленных подразделений, компания всегда оставалась любимицей финансового рынка (с момента создания индекса Доу-Джонса в 1896 году компания неизменно присутствует в нем). Эту любовь так и не смогли поколебать многочисленные критики большого бизнеса. Компания доказала всему миру, что "большое тоже может быть красивым". Общий объем доходов GE по итогам 2003 года составил около $133 млрд. Несмотря на глобальные масштабы бизнеса компании, более половины своих доходов GE зарабатывает в США. На Россию пришлись скромные $480 млн. Приоритетные направления развития бизнеса в России - развитие инфраструктуры, ТЭК, авиация и железнодорожный транспорт, потребительское финансирование и оборудование для здравоохранения.

На российском финансовом рынке GE оказался в августе этого года, когда приобрел созданный в 2000 году банк "Дельтакредит". За неполные четыре года банк превратился в одного из ведущих на российском рынке потребительского кредитования финансовых институтов, выдав более 100 тыс. кредитных карт. Но сейчас аналитики ждут от нового бизнеса серьезного прорыва на этом рынке.

Известия