У дискаунтеров разные маршрутыКит Джонсон Пути авиакомпаний-дискаунтеров, предлагающих пассажирам минимальные цены на билеты за счет минимальных затрат, расходятся. Одни перевозчики по-прежнему придерживаются тактики, которая помогает им успешно соревноваться с традиционными авиалиниями. А другие увеличивают перечень услуг, чтобы привлечь более щедрых клиентов. Инвесторам остается гадать, чья стратегия окажется более удачной в ситуации, когда и дискаунтеры, и традиционные авиакомпании переживают период стремительного роста цен на нефть. Топливо вторая по величине статья расходов авиакомпаний после фонда зарплаты. Особенно чувствительны к ценам на него компании, летающие на небольшие расстояния, т. е. совершающие больше взлетов и посадок. В последнее время некоторые из них решили пожертвовать дешевизной, своим главным преимуществом. Они предлагают клиентам бронирование посадочных мест, питание на борту и размещение в VIP-залах аэропортов. Другие считают, что в условиях роста цен на нефть лучше остаться дешевыми. Цены акций всех дискаунтеров, взлетевшие после терактов в США осенью 2001 г., последнее время падают. Но дешевые пока удерживают преимущество перед менее дорогими. Так, цена акции американского дискаунтера-первопроходца Southwest Airlines в этом году снизилась на 12%, в то время как бумаги конкурирующей JetBlue, которая установила на своих самолетах телевизоры и кожаные кресла и начала доставлять пассажиров в крупнейшие аэропорты, упали на 19%. В среднем американские авиационные акции упали на 22%. Компании, которые стремятся увеличить прибыль за счет привлечения богатых клиентов, уверены в успехе. В их числе американская JetBlue, британская easyJet, австралийская Virgin Blue и ближневосточная Air Arabia. JetBlue, например, собирается закупить несколько новых небольших самолетов, которые позволят компании попасть на новые региональные рынки, но обслуживание которых обойдется значительно дороже, чем обеспечение работы имеющихся у компании самолетов Airbus. Мы рассчитываем, что за счет использования новых самолетов сможем повысить прибыль,- говорит старший вице-президент JetBlue Тим Клэйдон. Речь идет не об увеличении расходов, а о завоевании новых рынков. Гендиректор easyJet Рэй Уэбстер говорит, что компании выгодно использовать дорогой, но удобный парижский аэропорт Орли. Мы зарабатываем лишние доллары на клиентах, ценящих свое время, сказал он. Другие дискаунтеры считают такой подход ошибочным. Малайзийская Air Asia, которая ранее планировала летать в Гонконг, предпочла более дешевый аэропорт Макао, из которого пассажирам после приземления приходится 45 минут добираться до города на пароме. По мнению Майкла О'Лири, основателя ирландской Ryanair, в условиях жесткой конкуренции всегда победят компании, предпочитающие как можно больше экономить. (WSJ, 5.10.2004, Кирилл Корюкин) Ведомости |