12.10.2004

Акции "Мосэнерго" пошли в обратный путь. Они подешевели в два раза



Татьяна Егорова
Севастьян Козицын

Акции “Мосэнерго” продолжают демонстрировать фигуры высшего пилотажа. Стоило ММВБ после почти недельного перерыва возобновить торги этими бумагами, как их котировки снова изменились на десятки процентов — правда, на этот раз не вверх, а вниз. Долго поторговать этими бумагами брокерам не удалось: после того как столичная энергосистема подешевела в два раза, ММВБ снова остановила торги.

Акции “Мосэнерго” дорожают уже несколько месяцев из-за скупки структурами “Газпрома”. В конце лета на рынке заговорили о том, что монополия уже собрала необходимый ей блокпакет. Многие аналитики понизили рекомендации по акциям “Мосэнерго”. Но эффект оказался обратным. Конец сентября — начало октября ознаменовались фантастическим взлетом котировок. Нередко ежедневный рост измерялся десятками процентов (см. график), и бирже раз за разом приходилось останавливать торги по ним. Последний раз это произошло 5 октября, когда акции “Мосэнерго” достигли пика. Тогда их котировки на ММВБ выросли на 70% — до 9,95 руб. В РТС в тот день бумаги “Мосэнерго” стоили $0,245.

ФСФР разрешила возобновить торги со вчерашнего дня. К этому времени в РТС они стоили $0,23. Но стоило ММВБ возобновить торги, как последовал обвал.

Уже в первую минуту акции “Мосэнерго” потеряли почти 20% стоимости и опустились до 8,2 руб. Еще через семь минут они стоили 7 руб. — падение достигло 30%. Через час, когда по правилам биржи пришло время определять цену открытия (среднюю за первый час торгов), она оказалась на 23,9% ниже, чем 5-го числа, и бирже пришлось на час остановить торги. Но после их возобновления обвал продолжался, и вскоре ММВБ во второй раз остановила торги — на этот раз до особого распоряжения ФСФР. По итогам дня бумаги потеряли 51,66% своей стоимости (цена последней сделки — 4,81 руб.). Объем торгов оказался довольно высок — более 384 млн руб., но все же меньше, чем во время последних торговых сессий.

В РТС акции “Мосэнерго” также значительно подешевели — на 27,83% — до $0,166.

Агрессивная скупка акций “Мосэнерго” стратегическими инвесторами и принудительное закрытие “коротких” позиций участниками рынка прекратились, отмечает управляющий активами “ФИНАМа” Евгений Аврахов. “Газпром” уже аккумулировал необходимый ему блокпакет, соглашается аналитик “Брокеркредитсервиса” Александр Корнилов, а начальник аналитического отдела банка “Зенит” Сергей Суверов предполагает, что доля “Газпрома” в капитале энергосистемы уже может достигать 30%. Официальные представители “Газпрома” не комментируют эти предположения и не называют размер пакета “Мосэнерго”, который контролирует газовая монополия. Но источник, близкий к “Газпрому”, утверждает, что скупка со стороны концерна прекращена.

Взлет котировок вызвал у спекулянтов желание поскорее зафиксировать прибыль, говорит Аврахов. По его словам, “многие из них сумели во время остановки торгов на ММВБ перевести бумаги из расчетного депозитария биржи РТС в депозитарий ММВБ и сыграть на разнице цен”. В РТС в среду максимальная цена акций “Мосэнерго” составила $0,2284 (6,67 руб.), а на ММВБ вчера первая сделка с этими бумагами прошла по цене 8,156 руб.

Агрессивная скупка акций “Мосэнерго” привела к тому, что их количество в свободном обращении существенно сократилось. По оценке аналитика “Атона” Александра Корнеева, free-float “Мосэнерго” сейчас составляет около 1-2%. В частности, свои бумаги распродали иностранцы. По данным РАО ЕЭС, за четыре месяца, с 31 мая по 30 сентября, доля ADR в уставном капитале “Мосэнерго” сократилась с 9,52% до 3,45%. “Иностранцы ориентируются на фундаментальные показатели, а цена "Мосэнерго" была запредельной. Поэтому иностранцы все продали”, — поясняет Суверов. Аврахов из “ФИНАМа” уверен, что акций “Мосэнерго” на рынке осталось так мало, что скоро их можно будет записать во второй эшелон.

А пока этого не произошло, участники рынка задумались о том, как предотвратить чрезмерные колебания цен. Многие отмечают, что остановки торгов не остужали рынок, а наоборот, многократно усиливали спрос. Исполнение сделки на ММВБ в день заключения не снижает риски, а провоцирует гигантскую волатильность рынка, говорит исполнительный директор “Атона” Дмитрий Старенко. “Во всем мире сделки исполняются в течение трех дней, — говорит он. — В России тоже нужна такая система”.





Ведомости