12.10.2004

"Самара" улетает от "Аэрофлота"


Илья Хренников
Глеб Столяров

Менеджмент авиакомпании “Самара”, похоже, передумал продавать часть своих акций “Аэрофлоту”. Он предложил купить более 40% акций “Самары” конкурентам “Аэрофлота” — компаниям KrasAir и UTair.


По данным Транспортно-клиринговой палаты, в 2003 г. “Самара” перевезла более 468 000 пассажиров, заняв 15-е место по объемам перевозок среди российских авиакомпаний. Выручка “Самары” за 2003 г. – 1,475 млрд руб., чистый убыток – 259 млн руб. Государству принадлежит 46,5% акций авиакомпании. Более 40% акций контролирует менеджмент и дружественные ему компании.

В феврале “Самара” предложила “Аэрофлоту” купить часть своих акций — около 20% — и затем принять участие в приватизации 46%-ного госпакета. Переговоры пока ничем не завершились. “Бизнес "Самары" интересный, у нас есть идеи, как его развивать, — поясняет источник в "Аэрофлоте". — Но мы не готовы покупать часть акций и довольствоваться ролью миноритарного акционера, пока нет ясности с приватизацией госпакета”.

Как выяснилось, теперь менеджмент “Самары” ищет новых покупателей, причем на этот раз речь идет о продаже более 40% акций, принадлежащих руководителям “Самары” и их партнерам. Один из менеджеров авиакомпании на условиях анонимности сообщил “Ведомостям”, что в сентябре оферты были сделаны компаниям UTair и KrasAir. Начальник управления общественных связей KrasAir Ольга Трапезникова и пресс-секретарь UTair Игорь Блинов не смогли прокомментировать эту информацию. Но источник, близкий к одной из этих компаний, подтвердил, что такое предложение действительно получено и сейчас рассматривается. В проспекте эмиссии облигаций “Самары”, выпущенном в начале этого года, KrasAir и UTair наряду c “Аэрофлотом” названы основными конкурентами, расширение деятельности которых в самарском регионе “не позволило АК "Самара" значительно продвинуться в развитии регулярных перевозок”.

“Логично продаться конкуренту, чтобы вместе укрепить позиции на рынке”, — считает аналитик ОФГ Елена Сахнова. По ее оценке, “Самара” целиком может стоить $15-20 млн, а 40%-ный пакет — $6-8 млн. Сахнова отмечает, что акционеры KrasAir недавно купили 49% акций “Домодедовских авиалиний” и создали управляющую компанию Air bridge, которой можно передать в управление и других перевозчиков. UTair в этом году приобрела региональную компанию “Комиинтеравиа”, и теперь, перейдя под близких к “Сургутнефтегазу” структур, получила огромные финансовые возможности для дальнейших поглощений.

“Аэрофлот” готов покупать только целиком и дешево. Видимо, поэтому партнерство с “Самарой” не сложилось“, — считает Сахнова. Впрочем, источник в “Аэрофлоте” говорит, что не отказывается от присоединения “Самары”. “Но зачем нам часть акций, если нет гарантий, что госпакет будет приватизирован в нашу пользу? Если другим это интересно, пусть рискуют”, — говорит он. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак отмечает, что до сих пор “Аэрофлот” дешево покупал компании-банкроты — “Донские авиалинии” и “Архангельские воздушные линии”. “В этом году ситуация на авиарынке поменялась. Сделки UTair и "Сибири" по покупке соответственно "Комиинтеравиа" и Челябинского авиапредприятия показали, что компании готовы платить большие деньги за авиационные активы, — отмечает Рыбак. — Возможно, "Аэрофлоту" пора менять менталитет”.



Ведомости