12.10.2004

Спорный корень. "Эвалар" отстаивает право на товарный знак в антимонопольном ведомстве



Елена Богданова

Один из крупнейших российских производителей фитопрепаратов — бийский “Эвалар” требует от антимонопольного ведомства запретить другим компаниям использовать товарный знак “Красный корень”. Ответчики — “Зеленый доктор” и “Наринэ” отвергают претензии “Эвалара” и обвиняют его в недобросовестной конкуренции.


По данным центра маркетинговых исследований “Фармэксперт”, “Эвалар” (Бийск, Алтайский край) – один из крупнейших российских производителей фитопрепаратов. Объем продаж в 2003 г. – $15 млн, в том числе $468 000 – продажи биологически активной добавки “Красный корень” (применяется при перегрузках организма). Товарный знак “Красный корень” был зарегистрирован “Эваларом” в 1999 г. Основная продукция “Зеленого доктора” (Новосибирск) – фиточаи, растительные масла, фасованные травы. Основная продукция “Наринэ” (п. Мальма, Республика Алтай) – фиточаи и бальзамы. Объемы продаж фирмы не раскрывают.

Дело в отношении “Зеленого доктора” новосибирское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) рассмотрит сегодня. А дата рассмотрения аналогичной претензии к фирме “Наринэ” в антимонопольном ведомстве Республики Алтай еще не определена, говорит ведущий специалист алтайского ФАС Сергей Кропачев.

“Несправедливо, когда мы сделали популярным брэнд, вложили в рекламу миллионы рублей, а этим пользуются другие”, — возмущается председатель совета директоров “Эвалара” Лариса Прокопьева. Фирма “Наринэ” в отличие от “Зеленого доктора” не нанесла “Эвалару” большого ущерба — у нее маленькие объемы продаж, говорит Прокопьева. Она уверена, что ФАС вынесет обеим компаниям предписание прекратить торговлю препаратом “Красный корень”.

“Наринэ” и “Зеленый доктор” выдвигают встречные претензии к “Эвалару”. Гендиректор “Наринэ” Харен Булудян говорит, что его компания продавала “Красный корень” с 1998 г., на долю препарата приходилось около 17% объема продаж. Но в июне 2004 г., говорит Булудян, “Эвалар” разослал дилерам “Наринэ” уведомления, что “Красный корень”, который они покупают у компании, — контрафактный. “После этого продажи препарата у “Наринэ” почти прекратились, — утверждает гендиректор. Он считает, что нанесен урон деловой репутации его фирмы и собирается взыскать потери через арбитраж.

Но Прокопьева из “Эвалара” утверждает, что в письмах дистрибьюторам слово “контрафакт” не присутствовало: “Мы просто объяснили дилерам, что ряд производителей нарушает наше право на пользование товарным знаком”.

Как пояснила специалист отдела товарных знаков юридической компании “Усков и партнеры” Олеся Березанская, признание товара контрафактным возможно только после соответствующего судебного решения.

“Зеленый доктор” производил препарат “Красный корень” всего три месяца, пока “Эвалар” не потребовал прекратить использование этого товарного знака, говорит коммерческий директор компании Игорь Михеев. В октябре 2003 г. “Зеленый доктор” заменил надпись “Красный корень” на упаковке на “Копеечник чайный”, поставив спорное название в скобках. Новый продукт, по словам Михеева, занял в обороте компании 5%. Но в июне 2004 г., после письма “Эвалара”, основные дистрибьюторы отказались от продаж препарата.

“Зеленый доктор”, говорит Михеев, направил в ФАС встречное заявление. “Заседание состоится также 12 октября, и мы намерены доказать, что товарный знак "Красный корень" незаконно зарегистрирован "Эваларом", потому что он общеупотребителен”, — сказал он.

Юристы затрудняются оценить шансы сторон на успех. Старший юрист юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Юлия Лаврова считает, что конкуренты“Эвалара” не могут торговать препаратом с названием “Красный корень”, потому что оно зарегистрировано как товарный знак. Если “Зеленый доктор” сменил название продукта, то “Наринэ” — нет, и ФАС, полагает юрист, скорее всего запретит использование товарного знака. В случае неисполнения предписания компания может быть оштрафована на сумму до 500 000 руб., говорит Лаврова.

Название “Красный корень”, которое указывается в скобках на упаковке “Зеленого доктора”, можно назвать правомерным разъяснением для покупателей, и в нем нет нарушения прав на товарный знак, полагает Олеся Березанская из “Усков и партнеры”.

Участники рынка считают “Красный корень” перспективным продуктом и говорят, что многие хотели бы заняться его производством и реализацией. “У нашей компании уже отработана технология производства "Красного корня" и мы тоже хотели бы поставить препарат на поток”, говорит заместитель технического директора “Алтайвитаминов” Алексей Залесов. Ведущий аналитик “Фармэксперта” Ирма Батоева уверена, что “в течение ближайших лет рыночная доля "Красного корня" будет только расти”.



Ведомости