13.10.2004

"Юганск" уценили. По версии Минюста, основной актив "ЮКОСа" стоит $10,4 млрд



Ирина Резник
Юлия Бушуева

Надежды рынка на распродажу активов “ЮКОСа” по справедливой цене тают на глазах. Из всех оценок “Юганскнефтегаза”, предложенных инвестбанком Dresdner Kleinwort Wasserstein, Минюст выбрал наименьшую: $10,4 млрд.


Федеральная налоговая служба (ФНС) выставила “ЮКОСу” счет по неуплаченным за 2000–2001 гг. налогам на сумму $7,4 млрд. По данным Минюста, из этой суммы в бюджет уже перечислено 72 млрд руб. и сейчас налоговый долг “ЮКОСа” составляет $3,73 млрд. Все счета и активы “ЮКОСа” и его “дочек” арестованы. В августе судебные приставы объявили, что хотят продать акции основной добывающей “дочки” холдинга – “Юганскнефтегаза”. На эту компанию приходится 62% всей добычи “ЮКОСа” (49,7 млн т – за 2003 г., 25,6 млн т – за шесть месяцев 2004 г.). Параллельно Министерство природных ресурсов грозит отозвать у “Юганскнефтегаза” лицензии на добычу.

В середине августа Минюст договорился с инвестбанком Dresdner Kleinwort Wasserstein (DrKW) об оценке основной добывающей “дочки” “ЮКОСа” — “Юганскнефтегаза”. Этим чиновники успокоили участников рынка, опасавшихся продажи компании по заниженной цене. Предварительные результаты, по информации “Ведомостей”, Минюст получил еще в 20-х числах сентября; тогда же знакомые с ними источники рассказывали, что инвестбанк оценил всю компанию в $15,7-17,3 млрд. Инвесторы сочли эти цифры справедливыми и уверовали в продажу “Юганскнефтегаза” по рыночной цене.

Но вчера днем инвесторов ждало серьезное разочарование.

Начальник Главного управления Министерства юстиции по Москве Александр Буксман заявил информагентствам “Интерфакс” и РИА “Новости”, что стоимость “Юганскнефтегаза”, согласно оценке Dresdner Kleinwort Wasserstein, составляет $10,4 млрд. При этом, добавил он, у “ЮКОСа” нет объективных возможностей погасить налоговый долг, который на данный момент составляет $3,73 млрд, а “темпы погашения налоговой задолженности” чиновников не удовлетворяют. Так что, резюмировал Буксман, для покрытия долга приставы решили продать “Юганскнефтегаз”. Он не уточнил, о каком пакете акций может идти речь, отметив лишь, что “продажа миноритарного пакета не покрывает стоимости долга “Юганскнефтегаза”. Правительственный чиновник уточнил “Ведомостям”, что вчера РФФИ получил от судебных приставов постановление о продаже 100% “Юганскнефтегаза” на торгах. По словам руководителя пресс-службы РФФИ Владимира Зеленцова, пакет акций “Юганскнефтегаза” может быть продан на торгах до конца ноября; конкретные условия продажи будут позже опубликованы в российской и зарубежной прессе.

Представитель DrKW подтвердил “Ведомостям”, что вчера отчет об оценке “Юганскнефтегаза” был принят Минюстом, и отказался от комментариев, ссылаясь на соглашение о конфиденциальности. По словам источника, знакомого с результатами работы DrKW, его оценка стоимости “Юганскнефтегаза” — $15,7-18,3 млрд. Эта сумма может быть уменьшена на $950 млн налоговых претензий к “Юганску”. Он утверждает, что цифра $10,4 млрд действительно присутствует в отчете банка, но она отражает “самый консервативный сценарий”. Источник в Минюсте подтвердил “Ведомостям”, что цена в $10,4 млрд является “нижней планкой”. По его словам, цена продажи “Юганскнефтегаза” будет определена судебными приставами к концу октября и “оценка DrKW будет принята во внимание”.

“Непонятно, откуда взялась оценка $10,4 млрд”, — недоумевает источник “Ведомостей” в Кремле. Он не исключает, что такая оценка появилась для того, чтобы “прозондировать общественное мнение, узнать, какая реакция”. Реакция между тем не заставила себя ждать. Планы приставов продать “Юганскнефтегаз” по цене в 1,5 раза ниже, чем предполагали участники рынка, уронили рынок акций “ЮКОСа” на 7,6%. Из-за нервозности инвесторов на ММВБ пришлось дважды — в 15.40 и 18.15 МСК — на час приостанавливать торги из-за снижения текущей цены по сравнению с ценой открытия на 13,1% и 12% соответственно. По итогам дня разница между максимальной и минимальной котировками составила почти 30%, а последняя сделка была заключена по 143,5 руб. — на 7,6% ниже, чем в понедельник. “Рынок был очень разочарован, — говорит аналитик “Атона” Стивен Дашевский и добавляет: — Я склонен верить, что цифра $10,4 млрд была вырвана чиновниками из контекста. Вряд ли берегущий свою репутацию DrKW мог во столько оценить “Юганскнефтегаз”.

С ним соглашается и Сергей Суверов из банка “Зенит”, отмечая, что на практике “Юганскнефтегаз” может быть продан еще даже дешевле $10,4 млрд, ведь окончательное слово будет за приставами. “С большой долей вероятности "Юганскнефтегаз" будут продавать исходя из оценки $10,4 млрд, а может быть, и того ниже”, — говорит аналитик “Тройки Диалог” Олег Максимов.

Собеседник “Ведомостей” в Кремле полагает, что “ЮКОС” “должен быть доволен тем, что ему дают возможность рассчитаться, ведь собственных денег они не нашли и не смогли взять кредит под запас [нефти]”. Впрочем, сам “ЮКОС” придерживается противоположного мнения. “Мы не располагаем отчетом оценщика, а из противоречивого заявления Минюста мы ничего не поняли”, — говорит пресс-секретарь “ЮКОСа” Александр Шадрин, возмущаясь тем, что судебные приставы ничего не сообщили “ЮКОСу” ни о завершенной оценке, ни о предстоящей продаже “Юганскнефтегаза”. Кроме того, добавил Шадрин, на счетах “ЮКОСа” сейчас находится более $400 млн, которые компания не может перечислить приставам из-за наложенного на них ареста ФНС.



Ведомости