14.10.2004

Совет федерации нашел причину роста цен на бензин



Вчера на пленарном заседании Совет федерации решил готовить меры по регулированию внутренних цен на топливо, которые затем планируется рекомендовать правительству. Главная мера, которую члены верхней палаты собираются предложить для обуздания цен на горючее,– ужесточение антимонопольного законодательства.

       На долю нефтяного сектора экономики приходится 16% произведенного в стране ВВП и более одной трети поступающей в Россию валютной выручки. Однако вместе с ростом мировых цен на нефть, которые помогают пополнять резервный фонд России, за последнее время до неприличия выросли и цены на топливо на внутреннем рынке: только в этом году бензин подорожал на 17%. Правда, правительство такое повышение топлива вряд ли бы серьезно обеспокоило, если бы не громкие возражения аграриев. В частности, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев не раз пытался убедить президента в том, что наметившееся развитие агропрома может быть сведено на нет из-за цен на горючее. По его подсчетам, рост цен на дизтопливо составил в этом году 45-50%.

       Вчера на заседании Совета федерации председатель комитета СФ по промышленной политике Валентин Завадников рассказал о причинах роста цен на бензин на российском рынке. Главная – рост мировых цен на нефть. Следующая причина – сезонное повышение цен: нефтяники никогда не упускали случая заработать на аграриях во время уборочной кампании и на региональных бюджетах в период подготовки к зиме. Кроме того, на цену российского бензина влияет, как считает Валентин Завадников, неэффективность технологий отечественной нефтепереработки. Мощности российских НПЗ имеют износ до 80%. Если в США глубина переработки нефти достигает 90%, то на российских НПЗ – только около 65%. Из-за низкого качества отечественных нефтепродуктов их цена на мировом рынке на 10-15% ниже цены зарубежных аналогов. А это делает нефтеперерабатывающий бизнес в России гораздо менее выгодным, чем экспорт сырой нефти. Одной из причин роста цен на бензин назван и рост тарифов на транспортировку нефтепродуктов железнодорожным транспортом и по трубопроводным сетям: за последний год тарифы выросли на 10%.

       На сегодняшний день, продолжал Валентин Завадников, нефтяной рынок страны поделен между несколькими крупнейшими вертикально интегрированными компаниями. Наибольший уровень монополизации сложился в секторе оптовых поставок топлива. Даже независимые АЗС, продающие бензин в розницу, зависят от вертикально интегрированных компаний и не имеют возможности выбора поставщика. Поэтому в последнее время вошло в обыкновение говорить о ценовом сговоре на российском рынке нефтепродуктов, бороться против которого правительству практически нечем из-за несовершенства антимонопольного законодательства. Во-первых, доказать сам факт сговора очень сложно. Во-вторых, суммы штрафов просто символические. Например, летом этого года ставропольское управление Федеральной антимонопольной службы доказало, что ЮКОС и ЛУКОЙЛ устанавливают в крае монопольно высокие цены на нефтепродукты. В итоге каждая из компаний была оштрафована всего на 500 тыс. руб.– при годовой выручке более 600 млрд руб.

       Меры сдерживания роста цен на нефтепродукты, предложенные вчера господином Завадниковым, не новы. Было предложено, во-первых, ужесточить антимонопольное законодательство и повысить ставки штрафов за его нарушение. Во-вторых, принять меры, которые бы стимулировали конкуренцию между нефтяными компаниями: создать торговые площадки и биржи для торговли нефтью и нефтепродуктами. В-третьих, стимулировать модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей и производство нефтепродуктов.

       Подобные меры уже обсуждались в правительстве. По словам вице-премьера Александра Жукова, правительство готовит решение по повышению размеров штрафов, которые могут накладывать антимонопольные органы в случае выявления фактов сговора на рынке,– они могут быть увеличены на порядок. Глава Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев считает, что необходимо переходить с фиксированных штрафов на оборотные (определенный процент от оборота компании-нарушителя). При этом вопрос о том, как доказать сговор, остается нерешенным.

       Наиболее же действенному рычагу в ценообразовании на внутреннем нефтяном рынке – механизму экспортных пошлин вчера было уделено немного внимания. Как отметил Валентин Завадников, сегодня экспортная пошлина на нефть составляет свыше $80 за тонну. Но стабилизации цен на бензин в России не произошло. Более того, по его прогнозам, весной цена на бензин достигнет 20 руб. за литр.

       Стоит заметить, что изменить положение могла бы полная отмена экспортных пошлин на нефтепродукты при сохранении пошлины на нефть. Это обеспечило бы загрузку перерабатывающих мощностей, что, в свою очередь, привело бы к необходимости переоборудования НПЗ и снижению цен на бензин внутри страны.

КОНСТАНТИН Ъ-АНОХИН


КоммерсантЪ