14.10.2004

Лучше больше, да меньше. В Госдуму внесен проект об увеличении численности партий



Вчера вечером представители трех думских фракций внесли в Госдуму законопроект об увеличении минимальной численности партий с нынешних 10 тысяч до 50 тысяч. Авторы документа полагают, что их идея укрепит политические партии. Коммунисты, не подписавшие проект, уверены, что он нацелен на ликвидацию многопартийности. На самом деле правы и те и другие: "укрепление" одних партий логично приведет к ликвидации большинства других.
       О разработке поправок в закон "О политических партиях" в думских кулуарах говорили еще весной. Тогда же называлась цифра в 100 тысяч, до которой предполагалось поднять минимальную численность партий. Но запланированное на конец весенней сессии внесение поправки в Думу было отложено. Тогда было внесена лишь поправка о партийности министров, которую вчера депутаты приняли сразу в трех чтениях. Источник Ъ в Кремле уверял, что отсрочка связана со строптивостью коммунистов, не соглашающихся стать соавторами документа из-за несогласия с цифрой в 100 тысяч, а президентская администрация стремилась к тому, чтобы инициатива была выдвинута всеми думскими партиями. Именно поэтому, как утверждает источник, минимум снизили до 75 тысяч, а потом и до 50 тысяч. А минимальную численность региональных отделений установили на уровне 500 человек (для как минимум половины субъектов РФ) и 250 человек (для всех остальных). Но никто из членов КПРФ под проектом все равно не подписался: авторами стали первый замглавы фракции "Единая Россия" Валерий Богомолов, глава комитета по делам общественных объединений Сергей Попов ("Единая Россия"), вице-спикер от ЛДПР Владимир Жириновский и лидер "Родины" Дмитрий Рогозин.
       Смысл поправки вчера пояснил господин Жириновский, заявивший, что предпринят "серьезный шаг к формированию реальных партий". Лидер ЛДПР считает "совершенно недопустимым, когда партии, не имея даже серьезных структур в регионах, претендуют на победу в парламентских выборах и, более того, проходят в Госдуму".
       Зампред ЦК КПРФ Иван Мельников заявил Ъ, что лично ему ничего не известно о переговорах, которые якобы вела с КПРФ администрация президента. В Кремле, по словам товарища Мельникова, известно, что КПРФ отрицательно относится к закону о партиях, считая его недемократичным. При этом Иван Мельников признал, что повышение численности "выгодно для КПРФ, как выгоден для нее и обещанный переход на полностью пропорциональную систему выборов". Но, считает товарищ Мельников, "думать о сиюминутных выгодах нельзя", поскольку нынешние путинские реформы, по его мнению, "разрушают государство и уничтожают демократические институты".
       Не представленные в Думе демократы подозревают, что поправки направлены именно против них. Экс-сопредседатель СПС Ирина Хакамада уверена, что "большинство партий в выборах принять участие не смогут", особенно с учетом возможного запрета на создание избирательных блоков. В то же время эта норма, по мнению госпожи Хакамады, является "прекрасным стимулом для объединения демократических сил". "Яблоко", как рассказал Ъ зампред партии Сергей Иваненко, хоть и имеет 75 тысяч членов, но "намерено сориентировать региональные отделения на увеличение численности партии до 100 тысяч" – на случай проверки Минюста. "Мы должны хоть как-то подстраховать партию от возможных проверок и подтасовок со стороны власти",– заявил господин Иваненко.
       В свою очередь, секретарь политсовета СПС Борис Надеждин напомнил, что ранее Кремль полагал, будто 10-тысячного минимума будет достаточно для сокращения числа партий до 20-30. Но в стране сейчас более 40 партий. Не оправдаются, по мнению господина Надеждина, и нынешние расчеты: для СПС, по его словам, и 100 тысяч членов не проблема.
СЮЗАННА Ъ-ФАРИЗОВА, ВИКТОР Ъ-ХАМРАЕВ

Кто перешагнет 50-тысячный барьер
       Из представленных в Госдуме партий условиям предложенного законопроекта соответствуют только две. По данным "Единой России", размещенным на ее сайте, в партии состоят 844 тыс. россиян (на сайте Минюста указано 19 579 человек с пометкой "На момент регистрации партии в 2001 году"). Руководство ЛДПР заявляет о 600 тыс. либерал-демократов по всей России (по данным Минюста – 38 тыс.).        КПРФ в конце 2003 года сообщала Минюсту о 186 тыс. членов. Однако уже после декабрьских выборов коммунисты заявили, что эта цифра занижена, а в партии состоит около 250 тыс. граждан. Вместе с тем, по данным СМИ, летом нынешнего года из-за начавшегося раскола от 25 тыс. до 60 тыс. человек покинули КПРФ.        Партия "Родина" пока не достигла 50-тысячного рубежа: на июль 2004 года в ней числилось около 37 тыс. членов.        Из непредставленных в Госдуме партий, согласно данным Минюста на 2003 год, новым требованиям соответствуют "Яблоко" (85 тыс. членов), Народная партия (120 тыс.), Российская партия жизни (90 тыс.) и Аграрная партия (60 тыс.). Не преодолевает 50-тысячного барьера Союз правых сил (35 тыс.).


Как ограничивают численность партий
       В большинстве развитых демократических стран ограничения минимальной численности политических партий отсутствуют. В 20 штатах США существует "косвенный" ценз: так, в Иллинойсе петицию о регистрации партии должны поддержать 25 тыс., в штате Нью-Йорк – 20 тыс. По законодательству Швеции, в партии должно состоять не менее 1,5 тыс. граждан. В Мексике закон о политорганизациях от 1977 года устанавливает минимально возможное число членов партии в 65 тыс. человек. Законы Португалии требуют, чтобы в политической партии состояло не менее 5 тыс. граждан.        По закону о партиях Анголы от 1991 года заявление о создании партии может быть подано от имени не менее 1,5 тыс. граждан, а в числе заявителей должно быть не менее 150 граждан из 14 провинций (всего в стране 19 провинций). Парламент Казахстана 26 июня 2002 года одобрил поправки пропрезидентской партии "Отан" ("Отчизна") в закон "О партиях", по которым минимальная численность партии для ее регистрации увеличена с 3 тыс. до 50 тыс. В Эстонии с 1994 года эта цифра равна 1 тыс.

КоммерсантЪ