14.10.2004


Своими силами. Финансировать "Перекресток" будут его акционеры



Юлия Ярош

Все больше российских компаний потребительского рынка готовятся к публичному размещению своих акций, но входящий в “Альфа-групп” торговый дом “Перекресток” воздержится от IPO как минимум до 2006 г. В будущем году компания собирается вложить в развитие торговой сети минимум $120 млн, но лишь за счет прибыли, заимствований и средств акционеров.


ТД “Перекресток” основан холдингом “Альфа-групп” в 1995 г. Включает 75 магазинов в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти и Волгограде. По данным ТД, в 2003 г. его оборот составил $450 млн. По официальным данным, основными владельцами “Перекрестка” являются структуры “Альфа-групп”, в числе акционеров также инвестиционный фонд Templeton.

Капитальные вложения “Перекрестка” составят в будущем году не менее $120-140 млн, сообщил “Ведомостям” финансовый директор торгового дома Виталий Подольский. По его словам, эта сумма позволит за будущий год открыть около 50 магазинов (супермаркетов и гипермаркетов) в Москве и регионах. В результате, по прогнозу Подольского, оборот “Перекрестка” в 2005 г. превысит $1 млрд.

На состоявшемся 30 сентября совете директоров “Перекрестка” было решено, что $50 млн из общей суммы инвестиций внесут акционеры, добавляет пресс-секретарь компании Александр Бархатов. Такую сумму они заплатят за акции дополнительной эмиссии, которая будет проведена ближайшее время, сообщил он. Параметры эмиссии Бархатов сообщить отказался. Остальные средства привлекут за счет реинвестирования прибыли и кредитов. А гендиректор “Перекрестка” Александр Косьяненко сообщил вчера, что рассматривается возможность “размещения трехлетних облигаций на 1,5 млрд руб. в течение полугода”. “Это расширит базу инвесторов и станет продолжением кредитной истории “Перекрестка”, — говорит Косьяненко. По его словам, в ближайшем будущем компания может разместить еврооблигации.

В конце 2002 г., когда “Перекресток” готовился к продаже небольшого пакета акций портфельным инвесторам (позже 7,7% акций выкупил международный фонд Templeton), председатель совета директоров компании Лев Хасис утверждал, что компания готовится к IPO и подготовка займет не меньше 2-2,5 лет. В середине сентября нынешнего года он сообщил, что планы не изменились, но “принято решение осуществить публичное размещение позднее, через год-два”.

Аналитик ИК “АТОН” Алексей Языков считает, что стремление акционеров “Перекрестка” самостоятельно инвестировать в развитие сети, а не привлекать средства с фондового рынка связано с их нежеланием “размывать собственную долю в бизнесе”. “Когда масштаб компании увеличивается, ей требуется все больше средств, чтобы сохранить такой же темп роста. Если прочие источники исчерпаны, приходится делиться частью бизнеса: вначале это частные финансовые инвесторы, а затем фондовый рынок”, — объясняет аналитик. По его словам, “Перекресток” еще не исчерпал других возможностей.

Ближайший конкурент “Перекрестка”, компания “Седьмой континент”, до конца года собирается продать на фондовой бирже РТС около 15% своих акций. Языков из “АТОНа” считает, что “Седьмой” стремится провести IPO первым из ритейлеров, желая добиться “особого статуса на рынке”. “Потом им будет проще привлекать кредиты, они смогут выпустить облигации на более интересных условиях, чем непубличные компании” — говорит аналитик. “Все зависит от целей акционеров” — добавляет Александр Свинов, аналитик Альфа-банка — “возможно, владельцы "Перекрестка" посчитали, что смогут выручить больше [при размещении акций на бирже], если капитализация компании будет выше”. Но сейчас стоимость кредитных средств для “Перекрестка” “ниже стоимости акционерного капитала”, утверждает Подольский.

В “Седьмом континенте” комментировать действия конкурента отказались, ссылаясь на “тихий период” перед размещением акций.



Ведомости