15.10.2004


Volkswagen под судом

Европейская комиссия намерена через суд оспорить немецкий закон, запрещающий одной из самых крупных немецких корпораций Volkswagen AG сливаться с иностранными компаниями. ЕС считает, что закон нарушает свободу рынка. Германия в ответ заявляет, что закон помогает сохранить в Volkswagen стабильность.

После длительной, но безуспешной борьбы Евросоюза за устранение преград на пути иностранных инвестиций в компанию Volkswagen Еврокомиссия обратилась в суд. ЕС требует отменить закон, принятый еще в 1960 году, который дает правительству федеральной земли Нижняя Саксония контроль над Volkswagen – при том, что правительство владеет лишь 18,1% акций.

По этому закону акционеры не имеют право голосовать больше чем 20% своих акций – вне зависимости от того, какой частью Volkswagen они владеют. А для принятия ключевых решений по закону 1960 года требуется одобрение по меньшей мере 80% акционеров.

Евросоюз заявляет, что контроль Нижней Саксонии над Volkswagen препятствует притоку в корпорацию иностранных инвестиций, что, в свою очередь, нарушает европейские принципы свободы инвестиций.

Германия же настаивает на том, что закон помогает сохранять стабильность в компании. Канцлер Германии Герхард Шредер, ранее находившийся на посту премьер-министра Нижней Саксонии и связанный с VW тесной дружбой, многократно заявлял, что закон о Volkswagen защищает рабочие места в крупнейшей в Европе компании по производству автомобилей.

«Мы убеждены, что закон о Volkswagen не нарушает правил Европейского союза», – заявил в среду Фолькер Бенке, представитель правительства Нижней Саксонии.

Компания Volkswagen была основана еще при Адольфе Гитлере в 1938 году – для производства так называемого народного автомобиля. В 1970-е годы компания стала очень популярна благодаря разработанному Фердинандом Порше еще для Третьего рейха «Жуку» (Kaefer). Закон о блокирующем праве правительства Нижней Сакоснии в совете директоров VW был принят в рамках политики восстановления Германии после Второй мировой войны. «Аргумент о том, что поглощение значило бы потерю рабочих мест, – устаревший аргумент. В общем-то вся эта позиция отдает каким-то старомодным взглядом на экономику», – заявил комиссар ЕС по вопросам внутреннего рынка и налогообложению нидерландец Фриц Болькестейн.

«Закон о Volkswagen – это наследие прошлого немецкой промышленности, несовместимое с современным единым европейским рынком», – соглашается с комиссаром ЕС Дэниэл Грос, директор Центра изучения европейской политики.

Это не первый конфликт Германии с Евросоюзом по вопросам промышленной политики. Канцлер Шредер многократно выражал недовольство, заявляя, что ЕС не учитывает интересов немецких компаний.

Комиссар же Фриц Болькестейн ведет длительную прицельную борьбу против вмешательства государств Евросоюза в экономику. Он уверен, что снижение роли правительства в промышленной политике позволило бы повысить конкурентоспособность европейского блока.

«Мы должны приспосабливаться к новым условиям, – говорит Болькестейн. – Если мы не будем этого делать, а ограничимся защитой существующих законов, мы никогда не сможем выиграть конкуренцию с Японией, США, Китаем и Восточной Европой».

Конечно, иск Еврокомиссии не может поменять судьбу Volkswagen в одночасье. Главному Европейскому суду обычно требуется около двух лет, чтобы вынести решение по такого рода вопросу. Однако новость о жесткой мере европейского блока в борьбе за доступ иностранных инвестиций к машиностроительной компании подняла цену акций Volkswagen. У компании уже долгое время самая плохая отчетность в данном секторе экономики, и аналитики спорят, вызовет ли машиностроительный гигант реальный интерес на рынке, если закон 1960 года будет отменен.

Газета.RU