15.10.2004

Второй фронт. "Базэл" и РАО ЕЭС готовы продолжить свою борьбу за гидростанции за границей



Татьяна Егорова
Анна Николаева
Ольга Проскурнина

Противостояние РАО “ЕЭС России” и “Базового элемента” может выйти за пределы России. Как стало известно “Ведомостям”, “Базэл” хочет стать инвестором строительства одного из грандиозных советских недостроев — Рогунской ГЭС в Таджикистане. Того же хочет и РАО, причем Минпромэнерго предложило правительству помочь энергохолдингу за счет бюджета.


Рогунскую ГЭС проектной мощностью 3600 МВт начали сооружать в 1981 г., а в начале 90-х гг. строительство было заморожено в связи с распадом СССР, отсутствием средств и гражданской войной в Таджикистане.

По окончании визита в Китай президент Владимир Путин намерен отправиться в Таджикистан. Среди сопровождающих его в этом турне бизнесменов и председатель совета директоров “Базэла” Олег Дерипаска. Алюминиевый магнат хочет обсудить с таджикскими властями возможность достройки Рогунской ГЭС, сообщил “Ведомостям” источник в Кремле. Этот проект оценивается ориентировочно в $1 млрд.

Представитель “Евросибэнерго” (управляет энергоактивами “Базэла”) подтвердил “Ведомостям” планы Дерипаски. По его словам, группа интересуется достройкой нескольких гидростанций в Таджикистане, в том числе Рогунской. Эти станции, объясняет собеседник “Ведомостей”, могут понадобиться “Базэлу”, если он сможет получить контроль над Таджикским алюминиевым заводом. Сейчас он принадлежит государству, которое намерено продать его к 2007 г. Но конкретного бизнес-плана у “Базэла” пока нет.

Но за право достраивать таджикские гидростанции “Базэлу”, возможно, придется бороться со своим давним противником, РАО ЕЭС. Их интересы уже пересеклись на трех крупных российских ГЭС: Саяно-Шушенской, Красноярской и недостроенной Богучанской. Год назад энергохолдинг начал экспансию за пределы России, и его предправления Анатолий Чубайс неоднократно заявлял, что таджикские ГЭС очень интересуют РАО. Ранее Чубайс говорил о желании РАО достроить Сангтудинскую и Рогунскую станции. А вчера стало известно, что помочь в этом энергохолдингу может государство. В конце лета правительство поручило министерствам подготовить предложения о том, как использовать деньги Стабилизационного фонда. Первым откликнулось Минпромэнерго, предложив, в частности, выделить $1,3-1,4 млрд на среднеазиатскую экспансию РАО ЕЭС. Речь идет о достройке двух Камбаратинских ГЭС в Киргизии и двух гидростанций в Таджикистане, пояснил “Ведомостям” источник в этом министерстве. Министр Виктор Христенко и Чубайс также будут сопровождать Путина в Душанбе.

Позицию Минфина относительно господдержки РАО “Ведомостям” вчера выяснить не удалось. В Минэкономразвития считают, что с его реализацией есть сложности. “Чтобы такие проекты стали реальностью, нужно изменить нынешнюю конструкцию бюджета. Сложно сказать, когда и как это произойдет”, — рассуждает начальник департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач.

Чиновник Минпромэнерго полагает, что государство может выдать госгарантии РАО на указанную сумму и одобрить включение соответствующей суммы в инвестпрограмму энергохолдинга. По его мнению, если программа все же будет одобрена, то в ней вряд ли найдется место для других инвесторов, в том числе для “Базэла”. Впрочем, представитель “Базэла” считает это вопросом переговоров, ведь для достройки всех четырех станций может потребоваться намного больше, чем указано в предложении Минпромэнерго. Даже два проекта — Сангтудинская и Рогунская ГЭС — вряд ли по карману одному инвестору, соглашается источник в энергохолдинге.

РАО ЕЭС больше интересует Сангтудинская ГЭС, утверждает член правления холдинга Андрей Трапезников. “Это более реальный проект, он лучше проработан, чем достройка Рогунской станции. На нее мы тоже смотрим, но пока не прорабатывали этот вариант детально”, — поясняет он.

По мнению источника в РАО, Рогунская ГЭС больше всего интересна владельцу ТадАЗа, который сейчас не работает на полную мощность во многом из-за недостатка электроэнергии. Аналитик Brunswick UBS Федор Трегубенко тоже считает, что инвестору выгодно получить сразу и завод, и гидростанцию. А президент Института энергетической политики Владимир Милов добавляет, что в Таджикистане можно построить столько гидростанций, что их энергии хватит и на развитие местного бизнеса, и на экспорт в Россию.



Ведомости