15.10.2004

Больше зефира. Расфасует АКФ в тверской гофрокартон



Екатерина Чичурина
Наталья Санина

Группа компаний “Элит Дарц”, имеющая производство гофрокартона в Тверской области, купила Арзамасскую кондитерскую фабрику (АКФ) и планирует расширить на ней производство зефира. Участники рынка считают, что, сосредоточившись на узком сегменте рынка, компания имеет шанс добиться успеха.


Холдинг “Элит Дарц” зарегистрирован в Москве. В него входят тверская компания “Базовый элемент” (оптовая торговля, торговля недвижимостью и производство гофрокартона), тверская клиринговая компания “Закон и порядок” и Тверской городской банк (ТГБ). АКФ произвела в первом полугодии 2004 г. 828 т кондитерских изделий. Восточные сладости занимают 45% в общем объеме производства, вафли – 20%, зефир (в шоколаде и без) – 7%, торты – 4%. По данным компании “Бизнес-Аналитика”, совокупное потребление мучных кондитерских изделий в Нижнем Новгороде в 2004 г. составит около 6000 т, шоколадных – 3500 т, сахаристых (зефир, пастила, карамель) – около 3000 т.

Холдинг “Элит Дарц” приобрел в августе — сентябре 90,1% акций АКФ у ассоциации “Нижегородпищепром” (НПП) и фабрики “Кондитер”. Об этом сообщил “Ведомостям” представитель “Элит Дарца” Олег Писарев. 0,9% акций фабрики остались у НПП. Эту информацию подтвердил конкурсный управляющий АКФ Сергей Ситников.

Интерес холдинга к кондитерскому производству вызван трудностями со сбытом гофрокартона, говорит Писарев. “Базовый элемент” производит до 1 млн кв. м гофрокартона в месяц, а кондитерские фабрики — крупные потребители упаковки“, — говорит он. Писарев не исключает, что в дальнейшем холдинг может приобрести и другие перерабатывающие предприятия в Нижегородской области.

Производство гофрокартона не сложное, число производителей растет и конкурировать на этом рынке все труднее, признается Петр Маслов, заместитель директора по маркетингу нижегородской компании “Цинтрон-Принт” (выпускает упаковку и корексы для пищевых продуктов). Он считает, что покупка кондитерского производства для обеспечения сбыта гофрокартона — правильный шаг, который позволит выстроить вертикально интегрированный бизнес.

Но кондитерская промышленность не самый крупный потребитель гофрокартона, сомневается в оправданности такого шага главный инженер “Стора Энсо Пакаджинг ВР” (завод Stora Enso по производству гофрокартона в Нижегородской области) Павел Рыбаков. Он указывает, что основные потребители такой упаковки — производители алкогольной и табачной продукции.

Если бы тверская компания имела производство сахара или молока, выстраивание вертикального бизнеса выглядело бы более логично, говорит менеджер одной из нижегородских кондитерских фабрик, просивший не упоминать его имени в печати. Гофрокартон занимает в себестоимости “кондитерки” доли процента, сказал он.

Эксперты и участники рынка полагают, что такой шаг оправдан только в целях диверсификации бизнеса. Купив кондитерскую фабрику, новые собственники решили развивать новый бизнес, а не обеспечивать сбыт гофрокартона, считает аналитик компании ОФГ Алексей Кривошапко.

Писарев говорит, что “Элит Дарц” вложит в реконструкцию и увеличение производства АФК в течение этого года $1 млн. Новые собственники планируют перепрофилировать фабрику на производство зефиров, говорит он. Сейчас разрабатывается новый брэнд для АКФ. Писарев рассчитывает, что уже в ноябре рекламная кампания по продвижению продукции фабрики начнется в Тверской области, а в декабре — в Нижегородской области и в других регионах.

Сейчас фабрика производит около 200 т кондитерской продукции в месяц, добавляет исполнительный директор АКФ Юрий Ефимов. До конца года планирует выйти на 300 т, а в следующем году — на полную мощность 1000 т в месяц. При этом доля фабрики на рынке зефиров в Нижегородской области должна увеличиться с нескольких процентов до 30, сказал Писарев.

Аналитики и участники рынка полагают, что при грамотной маркетинговой политике специализация на производстве зефира может оказаться успешной.

“На рынке зефира без шоколада сейчас нет брэндов, и сам рынок не заполнен”, — говорит директор по маркетингу компании “Ударница” Светлана Олькова.

Если компания сосредоточит свои усилия на относительно узком сегменте рынка, то может существенно увеличить свою долю на нем, соглашается аналитик компании “Бизнес-Аналитика” Сергей Икатов.


ДЕФОЛТ “КОНДИТЕРА”

АКФ создана в 2001 г. на базе активов кондитерской фабрики “Кондитер” (Арзамас). В 1998 г. “Кондитер” получил от областной администрации кредит на $1,5 млн для модернизации производства, но после дефолта не смог обслуживать долг, который с пенями и штрафами вырос до $2,5 млн. Гендиректор “Кондитера” Юрий Галкин передал большую часть оборудования фабрики ассоциации “Нижегородпищепром” (НПП), а ассоциация предоставила “Кондитеру” 10 млн руб. для погашения кредита. Затем НПП и “Кондитер” внесли кондитерские активы в уставный капитал АКФ, получив соответственно 70% и 30% акций предприятия.
В ходе внешнего управления, которое было введено на “Кондитере” 25 апреля 2002 г. по иску налоговой инспекции, внешний управляющий пытался доказать незаконность создания АКФ, но не смог.
Конкурсное производство на “Кондитере” было введено 4 ноября 2003 г. на один год.



Ведомости