19.10.2004

«Топ-книга» пустила себя в оборот



Новосибирская компания «Топ-книга» заявила о намерении выпустить на свободный рынок акции в 2007 году, а облигации – уже в 2005–2006-м. Пока же издатели решили занять 100 млн рублей на рынке при помощи беззалоговых векселей. Это первая попытка книжного бизнеса занять денег на открытом рынке.

В компании – организаторе займа, ИК «Брокеркредитсервис Консалтинг», на перспективы займа смотрят с понятным оптимизмом. «Думаю, что 80% этого займа разойдется в течение полутора недель, – говорит директор компании "Брокеркредитсервис Консалтинг" Вячеслав Лугенин. – Представители заинтересованных банков могут обратиться во Внешторгбанк и получить всю необходимую в этих случаях информацию».

Для тех, кто не пойдет во Внешторгбанк, основные факты выглядят так: будут выпущены простые дисконтные векселя номинальной стоимостью 1 млн рублей и 500 тыс. рублей общим объемом 100 млн рублей. Срок реализации векселей – октябрь-декабрь 2004 года. Доходность – 18% годовых.

Пара слов об эмитенте. «Топ-книга» – это оптово-розничная книготорговая компания, основана в 1995 году. Организационная форма – общество с ограниченной ответственностью. Миссия – «сделать книгу доступной для жителей всех регионов России и всего русскоязычного пространства». Оборот в 2003 году – 1,65 млрд рублей без учета НДС, прогноз на 2004-й – 2,5 млрд без НДС. Характер амбициозный, тяготеющий к географической экспансии: из Новосибирска в область, из области в Сибирь, из Сибири – в европейскую часть России.

Генеральный директор – Георгий Лямин; в компании его считают харизматическим лидером, на рынке – неудобным конкурентом. В 2004 году «Топ-книга», уже давно вселявшая тревогу столичным книготорговцам, прибыла в Москву «с вещами»: в апреле открылся офис, в августе – дисконтный оптово-розничный магазин «Литера».

На рынке немедленно сложился «антилитерный» пул, а магазин «Библио-Глобус» упрекнул коллег в демпинге. Теперь компания решила оттениться от традиционного для книжного бизнеса информационно непрозрачного окружения еще резче: она заявила о намерении стать прозрачной компанией. «Книжный рынок настолько закрыт, настолько непрозрачен для инвесторов, что выпуск векселей стал фактически попыткой раскачать рынок, показать, как это работает», – говорит Лугенин.

«Информационная составляющая мероприятия для нас очень важна с учетом наших планов выпустить акции в 2007 году, – говорит начальник финансового управления ООО "Топ-книга" Ирина Гроздова. – Чтобы получить возможность привлекать средства под невысокие проценты, необходимо начать рассказывать о компании сейчас. Как таковые 100 млн рублей займа не слишком существенны для нас. До 2002 года компания развивалась исключительно на собственные ресурсы, и только в 2003-2004 году были открыты небольшие кредитные линии – на 100 млн рублей в Сбербанке и на 4 млн рублей в Банке Москвы. Также мы имеем возможность овердрафта в этих банках – 30 млн рублей и 20 млн рублей соответственно. Кредиты в этих рамках мы получаем и погашаем».

Такая умеренность в деле заимствований понятна: розничный бизнес традиционно богат наличностью. Это и есть его родовой недостаток во мнении фондового рынка.

«Любая торговая компания будет с подозрением восприниматься фондовым рынком: ее активы – это оборотные активы, и их можно собрать, условно говоря, в чемодан и уехать с ними, – говорит аналитик по долговому рынку компании "Тройка Диалог" Алексей Ю. – Сама возможность такого действия менеджеров производит охлаждающее действие на инвесторов.

Пока, думаю, векселя "Топ-книги" могут заинтересовать только очень рискованных инвесторов, например небольшие банки, где ослаблен контроль над рисками. В перспективе, когда инвесторы поверят в компанию, она сможет привлекать средства под более выгодный процент».

«Топ-книга» хочет вырваться из амплуа «подвижной» компании, строя сеть распределительных складов, книжных логистических центров. В условиях огромных российских пространств необходимы перевалочные пункты, где книги будут храниться и обрабатываться перед доставкой в магазины. Без складов не сможет полноценно работать и оптово-розничная сеть, а ее развитие – приоритет «Топ-книги».

«Есть задача открывать от трех до семи магазинов в месяц, – говорит начфин Гроздова. – Мы развиваемся огромными темпами».

«Пока компания не последовала рекомендациям по открытию информации, которые мы дали в ходе организации вексельного займа; думаю, что изменение управленческой практики требует времени, – говорит Лугенин. – Необходимы дальнейшие шаги по повышению прозрачности компании: изменение системы корпоративного управления, создание дивидендной политики, формулирование инвестиционной программы, переход на МСФО и внешнее аудирование.

Важно представить больше информации на корпоративном веб-сайте».

«Топ-книга» проводит тендер на организацию эмиссии ее облигаций в 2005-2006 годах, в нем участвуют четыре банка. Победитель этого тендера точно потребует от «Топ-книги» опубликовать больше фактов о стандартах корпоративного управления.

Газета.RU