19.10.2004

Столичные магазины ежегодно обворовывают на $40 миллионов



Замечено, что в разгар осени, когда отпускное безлюдье осталось позади, в магазинах поднимается сезонная волна краж. Причем лидируют здесь не пронырливые одиночки, а тандемы: покупатель плюс кассир, покупатель плюс охранник и т.д.

Продавцы воруют больше покупателей

На долю покупателей, по разным оценкам, приходится от 30 до 50% краж. Остальное - дело рук персонала. Примерно 10% хищений совершают офисные сотрудники торговых компаний, используя классический метод «отката»: менеджер завышает закупочную стоимость товара в обмен на комиссионные от поставщика. До 60% краж осуществляют продавцы, охранники, кассиры, складские работники. У каждого своя технология. Рабочий склада прячет небольшого размера товар в пустую тару или в отходы; доставляя по заказу администратора в торговый зал крупногабаритное изделие, заодно вывозит что помельче. Охранник вульгарно крадет в ночную смену. Продавец, допустим, одежды, отправляясь за кофточкой другого размера для покупательницы, еще одну прихватит для себя.

Но воровать в одиночку рискованно: честный коллега может поймать за руку. Поэтому сподручнее работать в паре. Максимальную изобретательность проявляют кассиры в сговоре с покупателями. Кассир пробивает чек, отдает товар и делает операцию «отмена». Если сканер не считывает штрих-код (весьма распространенная ситуация), кассир набирает код вручную - но не выбранного товара, а подешевле. Наконец, кассирша просто не пробивает часть товара и потом делит сэкономленные деньги с подружкой-покупательницей.

Среди воров-покупателей помимо банальных несунов под полой существуют виртуозы. Есть те, кто специализируется на манипуляциях со штрих-кодами. Дорогой товар небольшого размера перекладывают в упаковку из-под крупного товара. Кассир сканирует штрих-код, не проверяя, что внутри. Некоторым удается переклеивать штрих-коды с дешевых товаров на дорогие.

Электронные датчики также не слишком надежная защита. Снять их вручную, без специального оборудования, которое установлено на кассе, непросто, но с помощью заранее принесенной отвертки вполне возможно. Набрав ворох одежды и уединившись в примерочной, похититель ломает датчик на той вещи, которую намерен украсть. На выходе из примерочной администратор обычно пересчитывает вещи, не обращая внимания на датчики. Вор возвращается в торговый зал, сует сломанный датчик в первый попавшийся карман, уже не защищенную датчиком вещь прячет на себе, с видом честного человека развешивает «не подошедшую» одежду и покидает магазин.

Магазины держат оборону

Точной статистики магазинных краж в России нет, однако по оценкам экспертов наши показатели симметричны общемировым. Если владелец магазина уповает исключительно на наблюдательность и порядочность кассиров и продавцов, то его обкрадывают минимум на 2% с оборота. Ежегодный оборот среднего магазина - 3 миллиона долларов, потери - 60 тысяч.

- Впрочем, бывает по-всякому, - замечает руководитель отдела маркетинга компании G2 Technology Александр Пыпин. - Известны магазины, где без всяких технических средств снизили потери до уровня менее одного процента. Просто увольняют всех подозреваемых сотрудников, а воров-покупателей сильно пугают в закрытой комнате. Вкладывать средства в систему защиты от воровства имеет смысл прежде всего магазинам, работающим с минимальной наценкой. Если же наценка 300%, то воровство почти не сказывается на прибыли. В среднем комплексная система безопасности для среднего магазина обойдется в 15-30 тысяч долларов.

Правда, в Москве около миллиона человек по работе связаны с розничной торговлей, поэтому любые новейшие способы защиты недолго остаются в секрете. Технологии борьбы с воровством развились в отдельную отрасль - в столице действует около полусотни специализированных компаний. Но охранные ноу-хау вторичны, и технический прогресс в этой отрасли толкают вперед презренные магазинные воришки.

Психолог Константин СУРНОВ: "Сегодня воровство перестало быть грехом"

На мой взгляд, природа homo sapiens не является определяющим фактором воровства. Его причину следует искать в образе мира - в той его части, которая касается технологий удовлетворения потребностей. При советской власти, когда товар в магазинах был государственным, то есть как бы ничьим, украсть у этого "никто" некоторые считали вполне естественным. При этом им и в голову не приходило в гостях похитить чайную ложку - ведь у нее был конкретный хозяин. Сегодня иная ситуация. Сложилась такая "невыносимая легкость бытия", что воровство перестало быть грехом. Если источником удовлетворения материальных потребностей человека является честный труд, творческие достижения, то воровать ему неинтересно и неприятно. Если же в основе его благосостояния лежат взятки, надувательства, разного рода полулегальные сделки, то и мелкие кражи не зазорны. В этой среде материальные ценности обретают иное качество и даже новые, легковесные названия. Деньги становятся бабками, машины - тачками и так далее.

Кроме того, современному обществу - что в России, что где-нибудь в Канаде - навязываются простые способы обогащения: выиграть в лотерею, угадать букву в телеигре, получить приз как миллионному покупателю. А раз можно овладеть вещью, не ударив палец о палец, значит, можно ее и украсть. К тому же в нашей стране многие оправдывают свои поступки тем, что организаторы лотерей, владельцы фирм и магазинов сами "наворовали". А если им позволено украсть, то значит, нам тоже. И шаг к оправданию собственного воровства становится совсем коротким.

"Чаще всего человек просто хочет есть"

Согласно статистике, из-за мелких краж столичные супермаркеты в год теряют около 5% от прибыли. "Известиям" удалось встретиться и поговорить с одним из профессиональных воров, который давно известен в районных УВД.

Год назад в столичной сети магазинов "Пятерочка" появился новый элемент декора. Прямо около входа в магазины вывешены огромные доски с фотографиями людей, хоть раз что-то здесь укравших. Их фотографируют вместе с украденным товаром, снизу приписывая его стоимость. Своеобразные "доски позора" пользуются большим успехом. Покупатели с интересом рассматривают фото и искренне удивляются, как мошенник собирался вынести из магазина, например, 3-килограммовую сетку картошки.

- Меньше воровать после появления этой доски у нас не стали, - признался "Известиям" охранник магазина "Пятерочка" в Кузьминках. - Основная идея фоторяда совсем в другом. Продавцы, охрана и кассиры ходят мимо этого стенда несколько десятков раз в день, и лица мошенников врезаются в память.

Профессиональный магазинный вор Валерий Корин (фамилия изменена. -"Известия") говорит, что после появления такой доски ему заходить в "Пятерочку" стало немного некомфортно.

- Первый раз я украл в магазине бутылку водки и пакет сока - на спор, - рассказал "Известиям" Валерий. - Водку спрятал в штанах, а сок убрал в сумку. Товар даже не запищал. Мне понравилось.

Последние три года Валерий безработный. Семьи у него нет. Сесть в тюрьму мужчина не боится: по-крупному он не ворует, а по мелочам в большинстве администраций магазинов серьезных разборок не начинают. Более того, магазинное воровство стало для него уже чем-то вроде работы.

- Когда меня ловят с какой-нибудь мелочевкой, я просто предлагаю отработать этот товар грузчиком, - объясняет мошенник. - Большинство администраторов с этим сразу же соглашаются и зачастую даже отдают ту пачку сосисок, которую я украл.

По мнению Валерия, правильно воровать в магазине - это настоящая профессия. "На дело" он выходит по будням с 5 до 8 часов вечера или по выходным, когда в магазинах много народа и легче затеряться в толпе. Удобнее воровать зимой и осенью, когда появление человека в широком тулупе никого не удивляет. Товары дороже 50 рублей он не берет - одна магнитная пищалка стоит в среднем 1 рубль 20 копеек и вешать ее на товары дешевле 50 рублей магазину просто невыгодно. На кастрюлях и сковородках пищалки вообще не работают, как и на других металлических предметах. Также сигнал электромагнитных датчиков отлично блокирует обычная бытовая фольга.

- Если хочешь воровать в магазинах, то следует почитать законы, - учит корреспондента "Известий" Валерий. - По закону за украденный товар стоимостью меньше 5 МРОТ уголовной ответственности вообще не предусмотрено. Но вора просто налагают штраф. Кроме того, если тебя уж все-таки поймали на выходе, никогда не признавайся. Скажи, что просто забыл вынуть шоколадку из кармана, тогда доказать злой умысел будет просто невозможно. И еще, часто человек ворует только потому, что хочет есть. Он даже не выносит украденное из магазина. Брать надо телячью колбасу. Она очень мягкая и прожевать большой кусок можно всего за несколько секунд.

Что чаще всего воруют (по убыванию)

Бритвенные лезвия, прежде всего Gillette Mach 3 - они малы по размеру, но довольно дорого стоят. Мясо. Растворимый кофе .Электрические зубные щетки. Медикаменты. DVD, CD и компьютерные игры. Батарейки. Одежда, дамское белье. Парфюмерия и косметика. Алкоголь.

Наибольшие потери несут магазины Англии

Понятие "магазинный вор" родилось в Америке, где-то в середине 40-х годов - именно в это время там появились первые супермаркеты самообслуживания. Несмотря на это, наибольшие потери от жуликов несут магазины Англии. По статистике британские магазинные воры крадут в год товаров на 4 миллиарда фунтов, что составляет около 2 процентов от ежегодного оборота розничной торговли в Соединенном Королевстве. За такие преступления в Англии в течение года задерживают около полумиллиона человек. Однако лишь 10% из них предстают перед судом, так как многие владельцы магазинов предпочитают не обращаться в полицию. Зато в Амстердаме магазинным ворам объявили настоящую войну.Укравшие товары на сумму до 50 евро наказываются штрафом в 115 евро, а в случае кражи на сумму до 120 евро размер штрафа составляет 190 евро. Власти даже устроили для владельцев небольших магазинов специальные курсы, обучающие борьбе с магазинными ворами. Вообще, самыми вороватыми странами Западной Европы считаются Великобритания, Греция и Франция. Там в стоимостном выражении воруют почти 2 процента всего, что выложено на прилавки. На этом фоне безмятежно выглядит законопослушная Швейцария - там магазинные воры уносят 0,9 процента всего магазинного добра. При этом наши магазинные воры далеко не самые продвинутые. Так, в штате Монтана, США, магазинный вор использовал пчел, чтобы скрыться с похищенными компакт-дисками, духами, батарейками и ножницами на сумму 60 долларов. Служба безопасности магазина заметила мужчину за кражей мелких товаров и последовала за ним в туалет, чтобы задержать. Когда сотрудники открыли дверь помещения, оттуда вылетел рой пчел. В общем переполохе вор скрылся вместе с украденным.

Известия