19.10.2004

Производители часов класса "люкс" ищут покупателей в Китае



Часы сверили по Китаю

В Пекине во дворце Tai Miao впервые состоялась выставка Watches&Wonders, где были представлены часы знаменитых марок из Франции, Германии, Швейцарии. Cреди немногочисленных зарубежных журналистов на выставке оказалась обозреватель "Известий" ЛИДИЯ ШАМИНА.

Было представлено 600 моделей часов Нaute Нorlogerie (высокого часового искусства) - как современных, которые можно было увидеть весной-2004 на престижных часовых выставках в Базеле и Женеве, так и старинных, датируемых 1590 годом. Многие ретроспективные модели прибыли прямо из знаменитого цюрихского Beyer Watch Museum. И надо сказать, произвели на китайскую публику, традиционно почитающую старину, впечатление. Например, дамская модель от Jaeger-leCoultre с эмалевым циферблатом, расписанным по эскизам Альфонса Мухи. Или модель Tutti-Frutti от Cartier (1929), выполненная из вязи бриллиантов, изумрудов, рубинов и сапфиров (кстати, с поцарапанным стеклом, что убеждало: в витрине не ремейк, а подлинная историческая модель).

Многие из представленных современных марок были обильно украшены бриллиантами и другими драгоценными камнями, что для китайской состоятельной публики весьма существенно и вообще является ведущей мировой часовой тенденцией последних лет. Известно также, что в каждой стране число покупателей предметов люкс стабильно составляет один процент, а если учесть, что население Китая составляет примерно 1.28 млрд. человек, число потенциальных покупателей впечатляет.

Кроме демонстрации часовых моделей, первые лица часовых марок, входящих в Richemont Group (устроитель выставки), давали посетителям подробные объяснения, рассказывая об особенностях часовых механизмов. Кроме собственно витрин с экспонатами, в зале были устроены инсталляции на часовую тему. Одну из самых оригинальных инсталляций представила английская марка Dunhill: в небольшом стеклянном павильоне на мотоцикле "мчался" на бешеной скорости манекен в комбинезоне в стиле 1940-х годов, на поясе которого блестели экзотические часы в виде серебряной пряжки на кожаном ремне (Dunhil, 1929). Дамы ностальгически вздыхали при виде золотых часов-браслета Marquise от Baume&Mercier выпуска 1950 года. Любопытная особенность выставки, рассчитанная на уважение китайцев к ремеслу: мастера ручной сборки в белых халатах с лупами в глазу, демонстрирующие чудеса ювелирной точности практически у каждого стенда. Причем с национальной изюминкой: чуть не каждый второй циферблат часов, собираемых на глазах у посетителей, был украшен национальной символикой, от сказочных драконов до вполне реальной фигуры председателя Мао с характерно поднятой по-ленински рукой. А фирма Montblanc и вовсе украсила свои знаменитые ручки иероглифами, а циферблаты часов - изображением одного из китайских императоров.

Самыми большими наручными часами (циферблат диаметром 45-47 мм) оказались легендарные наручные часы Panerai (модель Radiomir, созданная в 1938 году для итальянских военных моряков). Самыми маленькими - дамские Jaeger-leCoultre выпуска 1953 года на усыпанном бриллиантами браслете (диаметр циферблата - 0.5 см). Самыми экзотическими - часы Piaget: дамские на браслетах из перьев или меха норки, мужские - из бриллиантов, изумрудов и рубинов в форме запонок.

В Европе люкс умер

Больше всего часов, как сложных механических, так и ювелирных, продается в США. Однако в последние годы стагнация, связанная с терроризмом и войной в Ираке, привела к снижению интереса к предметам класса люкс в этой стране. На втором месте идет Япония, на третьем Россия, Китай - на четвертом.

Сильный экономический рост Китая позволяет говорить о четкой тенденции в перераспределении часовых приоритетов. Так, в 2003 году объем западных инвестиций в эту страну в 10 раз превышал объем российских, а по числу легальных миллиардеров Китай обгоняет и Европу, и Америку.

В Европе рынок товаров класса люкс практически умер. Даже очень богатые люди в этих странах дорогих аксессуаров не покупают. Среди причин "мертвого сезона" эксперты выделяют объединение Европы, сильный рост курса евро, повышение налогов на недвижимость, подорожание жизненно важных товаров, например, бензина. Стоимость многих товаров класса люкс выросла настолько, что даже очень богатые люди не считают возможным тратить деньги на предметы роскоши, которые в восточных странах традиционно показывают социальный статус владельца.

Финансовые известия