19.10.2004

Phaeton застрял на заправке. Петербургской сети бензоколонок удалось помешать продажам лимузина Volkswagen



Глеб Крампец
Анатолий Темкин

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Петербургской компании “Фаэтон” удалось запретить одному из местных дилеров Volkswagen торговать представительскими седанами Phaeton стоимостью $70 000-130 000. Юристы российского представительства Volkswagen готовятся к затяжным судебным разбирательствам: они ждут, что петербуржцы развернут войну против Phaeton по всей стране.


Компания “Фаэтон” основана в 1992 г. петербургскими предпринимателями Сергеем Снопком и Владимиром Хильченко. Холдинг владеет сетью из 42 АЗС под маркой “Фаэтон”, 40% акций петербургского тепличного хозяйства “Лето”, молочными хозяйствами. Оборот холдинга, по собственным данным, – 5 млрд руб. Volkswagen начал выпуск автомобиля F-класса Phaeton в 2002 г. Розничная цена машины в России составляет $70 000–130 000 в зависимости от модификации. В прошлом году в России было продано 56 Phaeton, с января по сентябрь этого года – 51. У Volkswagen 40 российских дилеров, в том числе четыре – в Петербурге.

Петербургский “Фаэтон” ополчился на торговцев одноименными немецкими лимузинами в конце прошлого года, подав два иска — в арбитражный суд Москвы к российскому представительству Volkswagen и в арбитражный суд Петербурга и Ленобласти к петербургскому дилеру Volkswagen компании “Сигма Моторс”. “Фаэтон”, несколько лет назад зарегистрировавший торговый знак Phaeton в русском и латинском написании по нескольким классам, в том числе “безрельсовые транспортные средства”, требовал запретить автоторговцам использовать этот знак. Кроме того, от каждого из ответчиков “Фаэтон” потребовал выплатить за незаконное использование товарного знака по 80 млн руб. компенсации.

В мае петербургский арбитраж удовлетворил иск “Фаэтона”, а в середине сентября была отклонена апелляция, поданная “Сигмой”. Арбитражный суд запретил дилеру продавать автомобили Phaeton, сообщил “Ведомостям” председатель правления “Фаэтона” Сергей Снопок. В канцелярии суда это подтвердили. Заседание московского арбитража состоится сегодня, утверждают в представительстве Volkswagen.

Председатель совета директоров “Сигмы Моторс” Павел Громов говорит, что его компания прекратила торговлю лимузинами Phaeton сразу после подачи иска, а до этого продала только три таких автомобиля. Громов считает, что его компания стала объектом атаки бензоторговцев из-за того, что продает 7% всех легковых Volkswagen в России. Впрочем, другие петербургские дилеры германской компании напоминают, что на момент подачи иска “Сигма” была единственным продавцом Phaeton в Северной столице (сейчас лимузином торгуют два других местных дилера). А руководитель отдела по интеллектуальной собственности компании Noer Stiefenhofer Lutz, представляющей интересы Volkswagen, Юлианна Табастаева считает, что “Фаэтон”, заручившись решением петербургского суда, будет подавать иски к дилерам в других регионах. Снопок отказался ответить на вопрос о планах преследования других дилеров Volkswagen. Пресс-секретарь российского представительства Volkswagen Андрей Гордасевич говорит, что против других дилеров компании подобных исков не подавалось. А менеджер торгующей автомобилями германской марки компании “АвтоГанза” утверждает, что от возможного запрета на продажу Phaeton его компания “сильно не пострадает, потому что машина идет крайне плохо”.

По словам Громова, его компания и представительство Volkswagen подали кассацию на решение петербургского арбитража. В этом году “Сигма” рассчитывала продать около 10 Phaeton, и Громов оценивает потери своей компании в “десятки тысяч долларов”.

Еще в конце прошлого года Палата по патентным спорам Роспатента по заявлению Volkswagen аннулировала регистрацию товарного знака “Фаэтон” по классу “безрельсовые транспортные средства”. Однако решение до сих пор не вступило в силу, поскольку его не подписали руководители Роспатента, а затем и его преемника — Федеральной службы по интеллектуальной собственности (ФСИСП), сообщила представитель компании “АРС-Патент” (представляет интересы “Фаэтона”).

Независимые юристы считают, что, несмотря на решение петербургского арбитража, у Volkswagen есть шансы отстоять права на марку Phaeton в России. По словам руководителя петербургского офиса юридической компании “Городисский и партнеры” Виктора Станковского, если ППС все же аннулирует знак “Фаэтон”, позиция петербуржцев сразу ухудшится. Такого же мнения придерживается и представитель юридической компании “Усков и партнеры” Вадим Усков.

А руководитель компании “Моспатент” Виктор Чернышев напоминает, что формально закон на стороне “Фаэтона”. Каждый владелец товарного знака борется против того, чтобы его никто не использовал, причем не только в сфере деятельности компании, но и в смежных отраслях, говорит он и добавляет: “Если закон позволяет выдвигать финансовые претензии, почему бы их не выдвинуть?”



Ведомости