21.10.2004

Последние недели «Еженедельного журнала»



Главный редактор «Еженедельного журнала» Михаил Бергер на общем собрании сообщил сотрудникам, что с нового года журнал прекращает существование. Никого это сообщение не удивило: слухи, что это должно произойти со дня на день, появлялись с завидной периодичностью весь последний год.

От официальных комментариев Михаил Бергер отказывается, заявляя, что все происходящее – «внутреннее дело редакции».

Первый номер «Еженедельного журнала» вышел 11 декабря 2001 года. Создала его команда журналистов, покинувших журнал «Итоги», – после того как издательский дом «Семь дней» перешел под контроль «Газпрома». С января 2002 года начал выходить еженедельный журнал «Деловая хроника», который выпускал бывший главный редактор газеты «Сегодня» Михаил Бергер. И «ЕЖ», и «Деловая хроника» входили в ИД «Остров».

В феврале 2003 года в издательском доме произошли изменения. Главный редактор «Еженедельного журнала» (ЕЖ) Сергей Пархоменко подал в отставку, а сменил его Михаил Бергер. «Деловая хроника» прекратила существование (последний номер вышел 10 февраля). Редакции «Еженедельного журнала» и «Деловой хроники» объединили, причем с потерями в редакционном составе.

Бергер Михаил Львович. Главный редактор «Еженедельного журнала», бывший главный редактор журнала «Деловая хроника», бывший главный редактор газеты «Сегодня». Родился 8 апреля 1953 года в г. Севастополе. В 1978 году окончил газетное отделение факультета журналистики МГУ. С 1978-го по 1986 год работал корреспондентом в газете «Советская торговля». С 1986-го по 1997 год – корреспондент, специальный корреспондент, обозреватель отдела экономики, редактор отдела экономики газеты «Известия». В сентябре 1997 года назначен главным редактором общеполитической и деловой газеты «Сегодня». 16 апреля 2001 года Бергеру был вручен приказ президента ИД «Семь дней» об увольнении по «сокращению штатов».
Вместе с Сергеем Пархоменко приступил к созданию медиахолдинга, в который должны были входить два общественно-политических и деловых журнала. Начал создавать журнал под названием «Деловая хроника». 10 февраля 2003 года «Ежедневный журнал» и «Деловая хроника» были объединены, и Михаил Бергер был назначен главным редактором обновленного «ЕЖ».

Покидая журнал, Сергей Пархоменко заявил, что его отставка связана с «интересами дела», а не с политическими процессами, происходящими в российском обществе. Надо сказать, что к тому моменту, как господин Пархоменко покинул издание, он проработал с владельцем журнала, Владимиром Гусинским, ровно 10 лет.

Новый главный редактор «ЕЖ», Михаил Бергер, рассказывая о ближайших планах, заявил в феврале 2003 гда, что журнал в будущем должен стать «привлекательным рыночным продуктом». «Он должен нравиться не только журналистам и тем читателям, которые у него есть, но и еще большему кругу. Мы должны его расширить и сохранить на рынке качественной рыночной прессы».

В какой-то момент даже стало казаться, что это вполне осуществимо. По данным TNS Gallup Media, в Москве аудитория одного номера издания (AIR) с сентября 2002 года (с этого времени издание начали измерять) по февраль 2003 года составляло 17,5 тыс. человек (0,2%). Полгода AIR падала: с марта по июль она составляла 15,6 тыс. человек, а с мая по октябрь – 14,2 тыс. Зато с сентября 2003 года по февраль 2004 года AIR составила уже 24,6 тыс. (0,3%). Результаты измерений с декабря 2003 года по апрель 2004 года выглядят еще более внушительными – 41,4 тыс. (0,5%), а с марта по июль 2004 года – 48,3 тыс. (0,6%). Однако по сравнению с лидерами рынка, например с журналом «Итоги», эти цифры совсем невелики.

Аудитория одного номера «Итогов» в Москве с марта по июль этого года – 292,4 тыс. человек (3,5%).

Для закрытия журнала было несколько причин.

Разговоры, что Владимиру Гусинскому надоело содержать журнал, начались довольно давно. Сейчас, по словам сотрудников журнала, не так давно общавшихся с владельцем, он решил вообще отказаться от бумажных СМИ и полностью переключиться на интернет-издания. Прожить без помощи Владимира Гусинского журнал не мог, поскольку так и не завоевал значительной аудитории. Помимо ориентации на оппозиционно настроенную часть населения, и без того незначительную в России, «ЕЖ» пришлось столкнуться с проблемой, общей для всех подобных изданий.

Руслан Тагиев, директор TNS Gallup Media по медиаисследованиям, не понимает, чем вызвано внимание издателей к еженедельным журналам: «Эта группа достаточно консервативна, и ни один запуск не смог пошатнуть позиции лидеров. Предложить читателям нечто новое в этой группе довольно тяжело. Я считаю, что рынок перегрет, и интерес издателей несколько опережает способность и рекламного рынка, и интерес аудитории. Очень многие проекты последних лет основывались в большей степени на анализе интереса со стороны рекламодателя, нежели интереса со стороны читателя».

С ним согласен и Константин Исаков, гендиректор исследовательского агентства «Медиамарк», считающий, что закрытие «ЕЖ» – благо для рынка: «Рынок засорен, а это отвлекает рекламодателя и читателя. Нельзя делать журнал ни о чем и обо всем. Он не имеет шансов на рынке – за исключением тех случаев, когда он финансируется инвестором по каким-то неведомым нам причинам. В самом названии заложена некая беспомощность его позиционирования. Если люди хотели постебаться, они постебались, но ничего не достигли. Ничего принципиально нового я там ни разу не прочитал. А у публики сейчас есть большой выбор, вот она и выбирает. Его и бесплатно не все берут, значит, он не интересен».

Газета.RU