22.10.2004


"ЮКОСу" нашли конкурента. Нефть в Китай будет поставлять "ЛУКОЙЛ"



Ирина Резник


Дела “ЮКОСа” день ото дня все хуже. Руководство ОАО “Российские железные дороги” (РЖД) уже спешит подобрать “ЮКОСу” замену для поставок нефти в Китай, а вчера МПР пригрозило отозвать у его основной “добывающей” “дочки” — “Юганскнефтегаза” еще три лицензии.


В 2003 г. “ЮКОС” поставил в Китай по железной дороге 3,5 млн т нефти и намеревался в 2006 г. довести эту цифру до 15 млн т. Специально для реализации этого проекта РЖД инвестируют 40 млрд руб. в развитие инфраструктуры на китайском направлении. С января по август 2004 г. “ЮКОС” отправил в Китай по железной дороге 737 900 т нефти, “Сибнефть” – 104 900 т нефти (из запланированных на этот год 279 000 т).

Вчера президент РЖД Геннадий Фадеев заявил журналистам, что его компания ведет переговоры с “ЛУКОЙЛом” о поставках нефти в Китай. Причем, как утверждает Фадеев, именно “ЛУКОЙЛ” выразил готовность вести перевозку нефти в Китай и уже в ближайшее время будут согласованы тарифы на перевозки и объемы поставок.

Между тем еще три недели назад вице-президент “ЛУКОЙЛа” Леонид Федун говорил, что его компания считает для себя невыгодной поставку нефти в Китай по железной дороге. Но, похоже, компания уже передумала. Вчера один из менеджеров “ЛУКОЙЛа” подтвердил “Ведомостям”, что “вопрос поставок нефти в Китай по железной дороге активно рассматривается”. Другой сотрудник нефтяной компании добавил, что поставки нефти в Китай по железной дороге для “ЛУКОЙЛа” могут быть очень привлекательными. “Тем более когда цена на нефть так высока, — говорит он. — Но прежде всего это интерсено нам с точки зрения диверсификации экспортных маршрутов”.

Однако аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров считает, что интерес “ЛУКОЙЛа” к железнодорожным поставкам в Китай имеет скорее политическую, а не экономическую подоплеку.

Нестеров напоминает, что в сентябре крупнейший российский поставщик нефти в Китай “ЮКОС” внезапно прекратил поставки нефти в Китай из-за недостатка средств. Правда потом поставки были возобновлены, так как “ЮКОС” договорился с РЖД о рассрочке платежей.

Как отмечает аналитик, поставки нефти CNPC осуществляются по межправительственному соглашению и правительство попало в очень неприятную ситуацию. “ЮКОС” обещает восстановить в полном объеме поставки нефти в Китай, но правительство хочет подстраховаться и ищет альтернативного и более надежного поставщика, — говорит Нестеров.

По словам сотрудника “ЛУКОЙЛа”, его компания действительно рассматривает варианты поставки нефти в Китай в счет экспортных объемов “ЮКОСа”. “Но пока судьба [основной добывающей "дочки" "ЮКОСа"] "Юганскнефтегаза" неясна, мы считаем неэтичным говорить о какой-либо конкретике”, — поясняет он. Представитель “ЮКОСа” отказался от комментариев, но источник, близкий к компании, говорит, что потери китайского нефтяного рынка “ЮКОСу” нечего опасаться, так как его потребности очень велики и места хватит всем.

Впрочем, помимо Китая “ЮКОСу” приходится решать и более насущные проблемы. Вчера Минприроды решило направить основному добывающему предприятию “ЮКОСа” — “Юганскнефтегазу” уведомления о возможном досрочном прекращении лицензионных соглашений на три нефтяных участка: Западно-Угутский, Киняминский и Угутский. На эти месторождения приходится около 3% всех запасов и 3,7% добычи “Юганскнефтегаза”.

Еще по двум участкам, Восточно-Сургутскому и Среднеугутскому, комиссия выявила серьезные нарушения — несоответствие проектным показателям уровней добычи — и дала шесть месяцев на их устранение.



Ведомости