22.10.2004


Coca-Cola договорилась с ЕС



Джеймс Кэнтер

Американская корпорация Coca-Cola поставила точку в пятилетнем споре с антимонопольными органами ЕС. Производителю напитков пришлось пойти на уступки и пообещать пересмотр своей маркетинговой политики в Европе.

О том, что сторонам удалось договориться, в минувший вторник объявил председатель антимонопольной комиссии ЕС Марио Монти. Отныне Coca-Cola не будет запрещать ритейлорам торговать продукцией других производителей. Кроме того, компании придется пересмотреть систему скидок для операторов розничной торговли, и не создавать благоприятных условий тем, кто торгует только ее напитками. Кроме того, корпорация пообещала, что станет предоставлять 20% места в фирменных холодильниках под продукцию конкурирующих фирм.

В ответ на жертвы Coca-Cola европейцы не будут требовать от нее выплаты штрафа за нарушение антимонопольного законодательства ЕС. Кроме того, компании удалось избежать многолетнего и дорогостоящего судебного разбирательства.

По мнению антимонопольных органов ЕС, благодаря достигнутому соглашению усилится конкуренция на европейском рынке безалкогольных газированных напитков, ежегодный объем которого оценивается в $21 млрд. Сейчас Coca-Cola принадлежит почти 50% этого рынка. “У потребителей появится выбор в кафе, пабах и магазинах, — сказал Марио Монти. — Теперь они смогут выбирать продукт по своему вкусу, а не только потому, что кроме Coca-Cola там больше ничего нет”.

Корпорация должна будет исполнять условия соглашения с 1 января 2006 г. Однако прежде чем договоренность утвердит Еврокомиссия, должны пройти соответствующие консультации с конкурентами Coca-Cola, и прежде всего с компанией Pepsi.

Впрочем, Pepsi уже заявила, что приветствует новость о завершении разбирательства. По словам ее официального представителя Дика Детвайлера, соглашение “будет способствовать развитию конкуренции и даст потребителям больше свободы выбора”.

Генеральный директор Coca-Cola Невилл Изделл тоже утверждает, что доволен. Достижение договоренности “продемонстрировало нашу готовность искать решения по тем вопросам, которые вызывают озабоченность Еврокомиссии”, сказал он.

Но больше всех доволен сам Монти, который через две недели уходит со своей должности. В течение пяти лет, что он занимал пост руководителя антимонопольной комиссии ЕС, его много критиковали за чрезмерную жесткость по отношению к американским корпорациям General Electric и Microsoft. С другой стороны, находились и такие, кто был недоволен тем, что расследование дела Coca-Cola слишком затянулось. Монти отмел эту критику, заявив во вторник, что он действовал исходя из интересов европейских потребителей, а не конкурентов американской корпорации. (DJ, 20.10.2004, Екатерина Кудашкина)



Ведомости