25.10.2004

Lego не собирается



Lego В отчаянной попытке остаться на плаву датский производитель детских конструкторов Lego меняет руководство и распродает «Леголeнды». Из-за продвинутости детишек, выбирающих сегодня не пупырчатые кубики, а компьютерные игрушки, объемы продаж компании стремительно сокращаются.

Компания Lego основана в 1934 году Оле Кирком Кристиансеном. Начинала с производства стремянок, гладильных досок и деревянных игрушек. Слово Lego образовалось от выражения «Leg godt» – в переводе с датского «интересная игра» или «играй с удовольствием». Позднее выяснилось, что в переводе с латыни данное выражение означает «я учусь», «я конструирую». В 1958 году была изобретена и запатентована система соединения строительных элементов для кубиков Lego, благодаря которой детали стали прочнее крепиться друг к другу. В 1964 году к наборам стала прилагаться инструкция по сборке. К концу 1998 года компанией Lego Media International были выпущены три компьютерные игры – Lego Creator, Lego Chess и Lego Loco. В марте 1999 года наборы Lego «Звездные войны» стали самым продаваемым товаром в Европе.

Руководство всемирно известной компании по производству детскиx конструкторов Lego заявило, что размер убытка в 2004 году станет рекордным за всю 72-летнюю историю компании. В связи с этим владелец и топ-менеджер Lego Хель Кирк Кристиансен после 18 лет пребывания на посту генерального директора компании решил его покинуть. Кроме того, Lego вынуждена будет продолжить сокращение штата и продать свои тематические парки, три из которых находятся в Европе, а один в США.

Семейная датская компания отчаянно боролась за то, чтобы исправить положение, но объемы продаж Lego в последние два года упали сначала на 25%, а потом и на 30%. Компания снизила цены и уволила больше тысячи человек, но в этом году оборот Lego опять упал с 1,13 млрд евро до 1,07 млрд, а к концу года убытки предположительно составят 269 млн евро.

В последние пять лет руководство Lego пыталась поправить финансовое положение как за счет увеличения ассортимента, так и путем тематической нагрузки игрушек. Фирма, например, наладила выпуск «игрушек для самых маленьких», гигантских конструкторов Quatro, наборов игрушек-роботов, игрушек-монстров и игрушек, созданных по мотивам голливудских блокбастеров.

Последняя разработка – серия Lego «Гарри Поттер» и «Звездные войны» – получилась довольно успешной, но, как только фильмы вышли из моды, продажи резко упали.

Кризис усугубился, когда у Lego появились конкуренты из Канады и Польши. Компании Megabloks и Gobi наладили выпуск кубиков, очень похожих на кубики Lego, но все-таки других. Вопрос о юридических претензиях к канадской и польской фирмам не ставился. Они вполне грамотно воспользовались наработками Lego и легко вытеснили датчан с рынка в своих странах за счет более низких цен.


Основной причиной продолжающегося кризиса Lego считается конкуренция со стороны производителей компьютерных игр. Новое поколение уже не так просто завлечь пупырчатыми разноцветными кубиками. Тем не менее новое руководство компании в лице вице-президента Lego Хорхена Виг Кнадсторпа, который в ближайшее время должен занять пост генерального директора, собирается сконцентрировать свое внимание на производстве именно традиционных для Lego конструкторов. Компания решила отказаться от производства детской одежды и видеоигр, ставка на которые себя не оправдала. Кроме того, менеджмент Lego решился пойти на совсем уж крайние меры: тематические парки компании, так называемые «Леголeнды», могут быть преобразованы в одну компанию, которая затем будет частично или полностью продана.

«Леголeнды» находятся в Британии, Дании, США (в штате Калифорния) и Германии. В таких парках функционировали десятки аттракционов в лего-стиле, периодически проходили интерактивные игры и шоу. Из миллионов кубиков Lego можно было сооружать фигуры экзотических животных, моделировать фантастических персонажей, проектировать замки, гигантские крепости и дома.

Неперспективными Lego-парки были признаны еще весной 2004 года. Однако тогда руководство компании решило, что рекламный потенциал «Леголeндов» еще не исчерпан. Больше с продажей парков компания тянуть, очевидно, просто не в состоянии.

Антикризисные меры включают также и продолжение политики сокращения штата. За последние два года компания уволила более тысячи человек, на данный момент в штате осталось чуть больше 7 тыс. человек.

Господин Кристиансен, внук основателя компании Оле Кирка Кристиансена, по поводу готовящейся смены руководства сказал, что сейчас для этого самое подходящее время. Перед новыми управленцами, по словам господина Кристиансена, стоят глобальные задачи: «Bыйти на прибыль в 2005 году, а к 2006 году показать результат, который позволил бы компании вернуть себе достойное место на рынке».

Нынешний топ-менеджер компании, покидая свой пост, остается в совете директоров и обещает, на правах владельца Lego внимательно следить за действиями нового руководящего состава.

Газета.RU