25.10.2004

Купе по полам. Пассажиров поездов поделят по половому признаку



Сразу в нескольких регионах России железнодорожники вводят в действие новую услугу. В состав поездов дальнего следования включены специальные вагоны, где мужчины и женщины едут отдельно. Пассажиры получили право выбирать между "мужскими" и "женскими" купе. Наибольшим спросом пользуются билеты в отдельные купе у женщин. Между тем Федеральная пассажирская дирекция ОАО "Российские железные дороги" еще не давала своим подразделениям никаких указаний по изменению в правилах продажи билетов. Местные железнодорожники вводят разделение пассажиров по полам на свой страх и риск. Интересно, что чем дальше рельсы от Москвы, тем меньше желающих продавать билеты мужчинам и женщинам раздельно. Одними из первых разделять в поездах мужчин и женщин начали кассиры Горьковской железной дороги. Никакой особой социологии железнодорожники при этом не проводили. Просто дали задание кассирам обратить внимание на то, как часто у них спрашивают билеты в купе, где поедут только женщины или наоборот. В результате нововведение заработало в фирменных поездах московского направления - "Ярмарка" и "Нижегородец". Кассиры и работники справочной службы предупреждают людей, что они могут воспользоваться правом ехать в "женском" или "мужском" купе. На стоимость проезда желание ехать в "женском" или "мужском" купе никак не влияет. Кассиры говорят, что особым спросом пользуются "женские" купе. Мужчинам все равно, с кем проводить ночь.

"Это удобно, если пассажиры разных полов не хотят ехать в одном купе. Зачастую женщинам особенно боязно ехать с незнакомыми попутчиками мужского пола. Мы это понимаем. И перенимаем европейские стандарты, которые предусматривают охрану и защиту пассажира", - заявил "Известиям" заместитель начальника ГЖД по пассажирским перевозкам Владимир Каляпин.

Разделение купе по половому признаку уже более пяти лет применяется и в двух фирменных поездах Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги, следующих в Москву и Петербург. Сделано это было по инициативе самих пассажиров. "При покупке билетов пассажиры сразу просят разместить их либо в "женском", либо в "мужском" купе, - говорит начальник резерва проводников петрозаводской дирекции по обслуживанию пассажиров Михаил Васильев. - Большим спросом такая услуга пользуется у женщин. В "своих" купе им удобнее переодеваться, отдыхать. Спрос на эту услугу большой, но пока мы не можем увеличить количество таких купе".

Между тем руководство компании ОАО "РЖД" в Москве оказалось не готово комментировать действия своих подчиненных. Часть чиновников узнала о "самодеятельности" регионов от корреспондента "Известий". Часть убеждена, что разделение по половому признаку как раз не соответствует мировым стандартам, и только в России до этого додумались. Единственный официальный комментарий дал замглавы Федеральной пассажирской дирекции ОАО "РЖД" Вячеслав Ершов. Он признал, что вопрос прорабатывается, и отметил, что "технологически продавать билеты отдельно мужчинам и женщинам будет сложно".

Заметим, что на ГЖД технологические вопросы решили самостоятельно. "Компьютерная система "Экспресс-3" работает так, что женщина не может получить билет в "мужское" купе, и наоборот, - заявил "Известиям" начальник пресс-службы ГЖД Алексей Сяганов. - Кассир просто не видит в списках свободных мест, например "мужские" места, если билет покупает женщина". Впрочем, ГЖД пока остается исключением из правил. Здесь не скрывают, что инициативу дорога проявила без согласования с ОАО "РЖД".

Поддержать эксперимент готовятся Северо-Кавказская и Северная железные дороги. По прогнозу дирекции по обслуживанию пассажиров Минераловодского отделения Северо-Кавказской железной дороги, до половины купе в формируемых на юге страны поездах будут уже в предстоящем году комплектоваться по половому признаку. Начнется эксперимент со скорого поезда № 3 "Кисловодск-Москва", где раздельные купе появятся в вагонах СВ. Северная дорога начнет разделение пассажиров в архангельских поездах.

Зато женщинам Дальнего Востока и Красноярского края, скорее всего, придется ездить по-старому. Из 17 железных дорог России далеко не все заинтересованы в распространении чужого опыта. В частности, на Красноярской железной дороге раздельных купе для мужчин и женщин не будет. "Это неоправданно в первую очередь с точки зрения экономики, - заявили "Известиям" в пресс-службе магистрали. - Красноярская железная дорога - одна из самых протяженных в России. Здесь много крупных станций, где выходит и садится много пассажиров. Не будем же мы говорить людям: у нас нет для вас билета, потому что вы мужчина или женщина. Согласитесь это, по меньшей мере, смешно".

На Дальнем Востоке тоже скептически отнеслись к этой идее. "К нам из Москвы никаких указаний не поступало. Впрочем, я что-то слышал об этой идее, но только посмеялся, - сообщил "Известиям" начальник пресс-службы Дальневосточной железной дороги Геннадий Ведерников. - Все не так просто. Ведь все билеты, будь то в Хабаровске, в Архангельске, в Нижнем Новгороде или в любом другом городе, продаются через единую общероссийскую систему "Экспресс", которая задействована в главном вычислительном центре РАО "РЖД" в Москве. Значит, нужно специальное программное обеспечение".

Отметим, что РЖД перевозят сейчас около 1 млрд пассажиров в год. На ДВЖД считают, что «рассортировать» всех по нужным купе невозможно. Например, если в купе взяла билеты семейная пара, то на два других места кого к ним подселять - мужчин или женщин? Или не пускать мужа с женой в одно купе и пусть они неделю с востока на запад страны едут по отдельности?! Все эти проблемы должны обсуждаться только руководством ОАО "РЖД".

Известия