Америка перестала быть мечтойАмериканцы несут потери не только на иракском фронте. Культовые американские марки, такие, как Marlboro, Coca-Cola, McDonald`s, Ford и им подобные, сильно сдали позиции на европейском рынке, в частности в Германии и Франции, из-за антивоенных и антиамериканских настроений. По итогам третьего квартала этого года американские компании оказались не в самой лучшей ситуации. Автомобильные компании Ford и General Motors (марки Opel, SAAB, Cadillac, Chevrolet и пр.) вынуждены приступить к масштабным увольнениям на предприятиях в Германии и Франции. GM, в частности, несет потери в $236 млн и планирует уволить 12 тыс. рабочих в Германии, где компания теряет популярность и долю автомобильного рынка. Витрина американского бизнеса – McDonald`s, Coca-Cola и Philip Morris – также понесли в третьем квартале заметные убытки в Европе. Менеджеры американских компаний настраивают на неполитическом объяснении падения продаж. По их мнению, причина этой неутешительной ситуации – продолжительная стагнация европейской экономики, совпавшая с неприятными для бизнеса регулятивными актами типа увеличения налога на табачные изделия по всей Европе или новых законов об обязательном введении залоговой цены за тару под напитки в Германии. Представители McDonald`s во всем винят «высокий уровень безработицы в Европе, из-за которого снизилась покупательная способность населения и увеличилось количество людей, предпочитающих есть дома». Загадкой остаются сносные результаты первой половины 2004 года и столь резкое падение в третьем квартале. Одно из предположений: падение популярности американских брэндов объясняется растущим неприятием в Европе американской внешней политики. Раньше джинсы, Marlboro и Coca-Cola символизировали мечту, волшебную американскую страну, где возможно все. Теперь же Америка и ее великие брэнды ассоциируются с совсем иным – войной в Ираке, то есть многомиллиардными военными расходами и скандалами с иракскими военнопленными в тюрьме Абу-Грейб. Маркетологи считают, что снижение продаж может иметь затяжной характер, что проблема не в краткосрочном психологически оправданном бойкоте, а в тенденции игнорирования и неприятия европейской молодежью американского образа жизни, который был культовым на протяжении десятилетий и «продавал» многие американские продукты. Предупреждения, казавшиеся теоретическими и сделанные в мае–июне этого года, начинают сбываться. Одежная компания Gap закрыла свои магазины в Германии и сообщила о 10-процентном падении продаж на европейском рынке. Disneyland под Парижем несет убытки и нуждается в поддержке своего американского создателя. Wal-Mart, самая большая в мире сеть супермаркетов, впервые в своей истории несет убытки в Германии. Еще одной причиной потерь американских компаний стало повсеместное пропагандирование здорового образа жизни и питания. И здесь культовые персонажи ковбоя Мальборо и Рональда Макдональда не помогают. Недавно на широкие экраны вышли фильмы, которые окончательно пошатнули американские устои. Фильм «Супербольшой Я» (Super Size Me) о журналисте, который решил рискнуть здоровьем ради эксперимента и на протяжении месяца ел завтраки-обеды-ужины в McDonald`s, вследствие чего стал толстым, ленивым и у него стала сдавать печень, нанес этой всемирной сети бутербродных ощутимый ущерб. А документальные фильмы «Корпорация» и «Фаренгейт 9/11» помогли в целом «улучшить» имидж американцев как «друзей зла». Эти фильмы, конечно, не смогут шокировать ревностных критиков Америки в Европе. Большая угроза для американских компаний состоит в явном смещении отношения потребителей от позитивного к негативному из-за сильных антивоенных настроений, которые способны изменить давнюю традицию поклонения американской культуре и американским маркам. Газета.RU |