27.10.2004

"Верола" смотрит на сторону



Евгений Корнилов

Крупнейшая в Самарской области макаронная фабрика “Верола” за последний год вдвое снизила объем производства. Теперь компания пытается выправить ситуацию за счет заказов со стороны: фабрика начала выпускать для группы “Агрос” макароны под маркой “Ты и Я”.


“Агрос” владеет тремя макаронными фабриками в Москве, Санкт-Петербурге и Смоленске. Оборот “Агроса”, по данным группы, в 2003 г. составил $311,9 млн. Контрольный пакет акций “Веролы” принадлежит менеджменту. По оценкам участников рынка, доля “Веролы” в Самаре сократилась с 60% в 2003 г. до 40% в 2004 г.

“Верола” в прошлом году вложила в модернизацию производства $6 млн, увеличив мощности с 22 000 т до 40 000 т продукции в год. Фабрика сделала ставку на выпуск макарон класса премиум, которые должны были занять до 30% в общем объеме производства. Но попытки удержаться на рынке оказались тщетными. В этом году “Верола” выпустит не более 14 000 т макарон, хотя в прошлые годы объем производства достигал 22 000-23 000 т в год, говорит гендиректор фабрики Евгений Сальников. А доля продукции класса премиум составит всего 10%.

Чтобы загрузить простаивающие мощности, “Верола” начала выпускать макароны под брэндом “Ты и Я” по заказу компании “Агрос”, сообщил Сальников. В сентябре произведено более 250 т, а к декабрю объем производства увеличится до 1000 т в месяц, говорит гендиректор.

В “Агросе” и на “Вероле” отказались раскрыть условия соглашения. Выбор самарской фабрики в пресс-службе “Агроса” объясняют хорошим техническим оснащением и высоким уровнем производства. Собственные макаронные фабрики “Агроса” уже полностью загружены, пояснили необходимость размещения заказа на стороне в пресс-службе.

Между марками “Верола” и “Ты и Я” нет конкуренции, так как они находятся в разных ценовых сегментах, уверяют в “Агросе”. “Ты и Я” позиционируется в среднем сегменте, а основная продукция “Веролы” — ниже среднего. Но Александр Кудрявцев, директор компании “Ладья Самара” (занимается фасовкой и торговлей бакалейными товарами), напоминает, что другой брэнд “Агроса” — “Экстра-М” конкурирует по цене с “Веролой”.

Рынок макаронных изделий — брэндовый, и тот, кто работает под чужими брэндами, не имеет на нем шансов, считает менеджер одной из самарских компаний — поставщиков зерна и муки. А Сальников говорит, что сохранение на рынке позиций торговой марки “Верола” и не является стратегической целью предприятия. “Главное — максимально загрузить производство”, — заявил он.

Контрактное производство макаронных изделий практикуется во всем мире, говорит гендиректор московского Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Выгода самарцев в увеличении загрузки производства и снижении расходов на рекламу, считает он. Риск этой схемы, по его мнению, связан лишь с зависимостью предприятия от чужого брэнда.



Ведомости