В трубах пересохло. "Транснефть" столкнулась с дефицитом нефтиГоскомпания "Транснефть" впервые за всю историю своего существования столкнулась с дефицитом нефти для транспортировки за пределы России. Проблема оказалась столь серьезной, что в пятницу была вынесена на обсуждение совета директоров компании. Помимо того что "Транснефть" недополучает доходы от прокачки нефти, профицит экспортных мощностей ставит под сомнение целесообразность дальнейшего расширения Балтийской трубопроводной системы (БТС) главного инвестиционного проекта госкомпании. Впервые о профиците экспортных возможностей системы "Транснефти" ее глава Семен Вайншток объявил на проходившей на прошлой неделе в Москве нефтегазовой конференции. "Такого не было никогда", заявил господин Вайншток, уточнив, что профицит экспортных мощностей трубы составляет 13,3 млн тонн нефти в год. В пятницу первый вице-президент компании Владимир Калинин рассказал совету директоров "Транснефти" о ситуации с появившимся избытком транспортных мощностей. Как рассказал Ъ вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, из доклада господина Калинина следует, что по системе "Транснефти" до конца года будет экспортировано на 3 млн тонн нефти меньше, чем планировалось. По данным "Транснефти", всего в этом году в России будет добыто 449 млн тонн нефти, из которых на российские НПЗ будет отправлено почти 212 млн тонн, на экспорт 237 млн тонн из ранее заявленных 240 млн. При этом российские НПЗ, как ожидается, переработают лишь 160 млн тонн остальное сырье также будет экспортировано, но железнодорожным транспортом. Господин Григорьев объяснил появление избытка экспортных мощностей недостатком нефти, поступающей в систему трубопроводов от нефтедобывающих компаний. По его словам, за десять месяцев этого года компании сдали в "Транснефть" на 14 млн тонн нефти меньше, чем сами же заявляли. Сергей Григорьев также отметил, что не только ЮКОС, испытывающий финансовые трудности, недовыполняет собственные планы по приросту добычи нефти этим грешат и другие нефтекомпании. Еще 19 октября Семен Вайншток заявлял журналистам, что основным недопоставщиком нефти в систему "Транснефти" является ЛУКОЙЛ, сдавший почти на 3 млн тонн меньше заявленного объема нефти. Высокопоставленный сотрудник ЛУКОЙЛа в беседе с корреспондентом Ъ признал, что его компания добыла меньше нефти, чем планировала, однако он обвиняет в этом саму "Транснефть". "ЛУКОЙЛ очень часто вынужден отказываться от финансирования добычных проектов из-за того, что его дочерние компании не могут договориться с 'Транснефтью' об увеличении объемов прокачки. Такая ситуация, например, складывается на нефтепроводе УсаУхта, и ЛУКОЙЛ вынужден сдерживать рост добычи на месторождениях в Республике Коми. Подобные проблемы испытывают и другие компании 50 млн тонн нефти, которые идут по альтернативным маршрутам, и есть показатель реального дефицита экспортных трубопроводных мощностей", заявил Ъ представитель ЛУКОЙЛа. Эту позицию разделяет и глава Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян. На прошлой неделе он заявил, что, вопреки мнению руководства "Транснефти", в России существует значительный дефицит нефтетранспортных мощностей в основном из Коми и Тимано-Печоры, именно он и сдерживает добычу нефти. Отметим, что во многом в расчете на увеличение объемов добычи нефти именно в Тимано-Печорской провинции мощность БТС была за последние три года расширена с 12 млн тонн нефти до 47,5 млн тонн в год. К началу будущего года пропускная способность БТС будет доведена до 50 млн тонн в год (на что "Транснефть" в этом году потратит 1,5 млрд руб.), и сейчас руководство "Транснефти" пытается доказать правительству необходимость ее дальнейшего увеличения до 62 млн тонн нефти в год (что будет стоить еще $2,8 млрд) пока окончательного решения по этому поводу не принято. В то же время, по данным Ъ, именно на БТС и приходится профицит экспортных мощностей. Отметим, что в этом году проблему с заполнением "трубы" уже не решить экспортные квоты на четвертый квартал распределены, и крупные нефтекомпании не смогут изменить свои планы. В то же время небольшие нефтедобывающие компании, которые более гибко могут менять свои планы по транспортировке нефти, не любят пользоваться БТС из-за высоких рисков. По словам руководителя одной из мелких нефтедобывающих компаний, экспорт через БТС предполагает фрахт судов в спецморпорту Приморск, но "если что-то случится хотя бы с двумя скважинами, мы уже не сможем добыть нужный объем и тогда понесем потери за простой судов". "Транснефть", впрочем, намерена расширять и другие направления экспорта. Планируется, что в следующем году общая мощность экспортных трубопроводов вырастет до 255 млн тонн в год с нынешних 240 млн тонн нефти в год. Но, по словам нефтяников, чтобы пользоваться экспортными возможностями, нужно увеличивать мощности внутренней сети трубопроводов и расширять ее узкие места. Часто такие работы финансируются самими нефтедобывающими компаниями в обмен на более низкий тариф при их использовании, но "Транснефть" и нефтяники не всегда могут договориться о стоимости этих работ. Сергей Григорьев говорит, что расширению "узких" мест будет способствовать принятая в пятницу советом директоров "Транснефти" программа реконструкции и ремонта нефтепроводов. В 2005 году трубопроводная монополия потратит на эти цели 46 млрд руб., на 1,1 млрд руб. больше, чем в этом году. В то же время и железнодорожники, увеличившие за последний год экспортные перевозки нефти на 11,3% (почти до 100,5 млн тонн в октябре 2003 сентябре 2004 года), планирует увеличивать их и в дальнейшем. В первую очередь ОАО РЖД рассчитывает на увеличение нефтеперевозок в тех районах, где нет трубопроводного транспорта, и особенно на дальневосточном направлении. При этом, как утверждают в ОАО РЖД, по ряду маршрутов транспортировки нефти на экспорт железнодорожный транспорт может составить конкуренцию трубопроводному. По словам представителя компании, ОАО РЖД имеет возможность обеспечить перевозку до 40 млн тонн нефти в год в направлении Китая и в порты Дальнего Востока за счет существенно меньших инвестиций, чем того потребует строительство трубопровода АнгарскНаходка с ответвлением на Китай стоимостью $10 млрд. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) направила в суд иск к НК ЮКОС в связи с тем, что российская нефтяная компания приостановила поставки нефти в адрес китайского партнера. Об этом сообщило вчера агентство "Интерфакс-Китай" со ссылкой на источник в CNPC. "После прекращения поставок в сентябре нынешнего года мы неоднократно связывались с ЮКОСом, однако эти обращения не привели к желаемому результату. Мы подали заявление в суд, поскольку убедились, что это является единственным возможным и справедливым решением в сложившейся ситуации", сообщил источник. Вместе с тем он не разъяснил, когда и в какой суд был подан иск, а также суть предъявленных в нем претензий, сославшись на то, что это является коммерческой тайной. По контракту между ЮКОСом и CNPC российская компания должна была поставить в 2004 году 3,86 млн т нефти. К настоящему моменту поставлено 2,84 млн т. Как ранее сообщал Ъ, по подсчетам аналитиков, прямые убытки структур CNPC от прекращения ЮКОСом поставок нефти составят не более $1 млн и связаны в основном с инфраструктурными затратами на изменение торговых схем. В то же время недополученная прибыль китайской компании от недопоставок 1 млн т нефти ЮКОСа до конца года может составить около $45 млн. Руководитель пресс-службы ЮКОСа Александр Шадрин заявил вчера, что ему ничего не известно об иске. Кроме того, в пятницу Арбитражный суд города Москвы отказал ЮКОСу в требовании признать недействительным постановление службы судебных приставов-исполнителей Минюста РФ о взыскании с компании исполнительского сбора в размере 5,549 млрд руб. Напомним, судебные приставы обязали ЮКОС до 20 сентября погасить налоговый долг за 2001 год в размере около 80 млрд руб., а в связи с невыплатой начислили исполнительский сбор. Главной причиной непогашения налогового долга представители ЮКОСа назвали "продолжение мероприятий по выплатам налогов за 2000 год в размере 99,4 млрд руб.". КоммерсантЪ |