01.11.2004

В трубах пересохло. "Транснефть" столкнулась с дефицитом нефти



Госкомпания "Транснефть" впервые за всю историю своего существования столкнулась с дефицитом нефти для транспортировки за пределы России. Проблема оказалась столь серьезной, что в пятницу была вынесена на обсуждение совета директоров компании. Помимо того что "Транснефть" недополучает доходы от прокачки нефти, профицит экспортных мощностей ставит под сомнение целесообразность дальнейшего расширения Балтийской трубопроводной системы (БТС) – главного инвестиционного проекта госкомпании.

Впервые о профиците экспортных возможностей системы "Транснефти" ее глава Семен Вайншток объявил на проходившей на прошлой неделе в Москве нефтегазовой конференции. "Такого не было никогда",– заявил господин Вайншток, уточнив, что профицит экспортных мощностей трубы составляет 13,3 млн тонн нефти в год. В пятницу первый вице-президент компании Владимир Калинин рассказал совету директоров "Транснефти" о ситуации с появившимся избытком транспортных мощностей. Как рассказал Ъ вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, из доклада господина Калинина следует, что по системе "Транснефти" до конца года будет экспортировано на 3 млн тонн нефти меньше, чем планировалось.

По данным "Транснефти", всего в этом году в России будет добыто 449 млн тонн нефти, из которых на российские НПЗ будет отправлено почти 212 млн тонн, на экспорт – 237 млн тонн из ранее заявленных 240 млн. При этом российские НПЗ, как ожидается, переработают лишь 160 млн тонн – остальное сырье также будет экспортировано, но железнодорожным транспортом.

Господин Григорьев объяснил появление избытка экспортных мощностей недостатком нефти, поступающей в систему трубопроводов от нефтедобывающих компаний. По его словам, за десять месяцев этого года компании сдали в "Транснефть" на 14 млн тонн нефти меньше, чем сами же заявляли. Сергей Григорьев также отметил, что не только ЮКОС, испытывающий финансовые трудности, недовыполняет собственные планы по приросту добычи нефти – этим грешат и другие нефтекомпании.

Еще 19 октября Семен Вайншток заявлял журналистам, что основным недопоставщиком нефти в систему "Транснефти" является ЛУКОЙЛ, сдавший почти на 3 млн тонн меньше заявленного объема нефти. Высокопоставленный сотрудник ЛУКОЙЛа в беседе с корреспондентом Ъ признал, что его компания добыла меньше нефти, чем планировала, однако он обвиняет в этом саму "Транснефть". "ЛУКОЙЛ очень часто вынужден отказываться от финансирования добычных проектов из-за того, что его дочерние компании не могут договориться с 'Транснефтью' об увеличении объемов прокачки. Такая ситуация, например, складывается на нефтепроводе Уса–Ухта, и ЛУКОЙЛ вынужден сдерживать рост добычи на месторождениях в Республике Коми. Подобные проблемы испытывают и другие компании – 50 млн тонн нефти, которые идут по альтернативным маршрутам, и есть показатель реального дефицита экспортных трубопроводных мощностей",– заявил Ъ представитель ЛУКОЙЛа.

Эту позицию разделяет и глава Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян. На прошлой неделе он заявил, что, вопреки мнению руководства "Транснефти", в России существует значительный дефицит нефтетранспортных мощностей – в основном из Коми и Тимано-Печоры, именно он и сдерживает добычу нефти. Отметим, что во многом в расчете на увеличение объемов добычи нефти именно в Тимано-Печорской провинции мощность БТС была за последние три года расширена с 12 млн тонн нефти до 47,5 млн тонн в год. К началу будущего года пропускная способность БТС будет доведена до 50 млн тонн в год (на что "Транснефть" в этом году потратит 1,5 млрд руб.), и сейчас руководство "Транснефти" пытается доказать правительству необходимость ее дальнейшего увеличения до 62 млн тонн нефти в год (что будет стоить еще $2,8 млрд) – пока окончательного решения по этому поводу не принято. В то же время, по данным Ъ, именно на БТС и приходится профицит экспортных мощностей.

Отметим, что в этом году проблему с заполнением "трубы" уже не решить – экспортные квоты на четвертый квартал распределены, и крупные нефтекомпании не смогут изменить свои планы. В то же время небольшие нефтедобывающие компании, которые более гибко могут менять свои планы по транспортировке нефти, не любят пользоваться БТС из-за высоких рисков. По словам руководителя одной из мелких нефтедобывающих компаний, экспорт через БТС предполагает фрахт судов в спецморпорту Приморск, но "если что-то случится хотя бы с двумя скважинами, мы уже не сможем добыть нужный объем и тогда понесем потери за простой судов".

"Транснефть", впрочем, намерена расширять и другие направления экспорта. Планируется, что в следующем году общая мощность экспортных трубопроводов вырастет до 255 млн тонн в год с нынешних 240 млн тонн нефти в год. Но, по словам нефтяников, чтобы пользоваться экспортными возможностями, нужно увеличивать мощности внутренней сети трубопроводов и расширять ее узкие места. Часто такие работы финансируются самими нефтедобывающими компаниями в обмен на более низкий тариф при их использовании, но "Транснефть" и нефтяники не всегда могут договориться о стоимости этих работ.

Сергей Григорьев говорит, что расширению "узких" мест будет способствовать принятая в пятницу советом директоров "Транснефти" программа реконструкции и ремонта нефтепроводов. В 2005 году трубопроводная монополия потратит на эти цели 46 млрд руб., на 1,1 млрд руб. больше, чем в этом году. В то же время и железнодорожники, увеличившие за последний год экспортные перевозки нефти на 11,3% (почти до 100,5 млн тонн в октябре 2003 – сентябре 2004 года), планирует увеличивать их и в дальнейшем. В первую очередь ОАО РЖД рассчитывает на увеличение нефтеперевозок в тех районах, где нет трубопроводного транспорта, и особенно на дальневосточном направлении. При этом, как утверждают в ОАО РЖД, по ряду маршрутов транспортировки нефти на экспорт железнодорожный транспорт может составить конкуренцию трубопроводному. По словам представителя компании, ОАО РЖД имеет возможность обеспечить перевозку до 40 млн тонн нефти в год в направлении Китая и в порты Дальнего Востока за счет существенно меньших инвестиций, чем того потребует строительство трубопровода Ангарск–Находка с ответвлением на Китай стоимостью $10 млрд.

ДЕНИС Ъ-СКОРОБОГАТЬКО



ЮКОС теряет деньги в судах

Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) направила в суд иск к НК ЮКОС в связи с тем, что российская нефтяная компания приостановила поставки нефти в адрес китайского партнера. Об этом сообщило вчера агентство "Интерфакс-Китай" со ссылкой на источник в CNPC. "После прекращения поставок в сентябре нынешнего года мы неоднократно связывались с ЮКОСом, однако эти обращения не привели к желаемому результату. Мы подали заявление в суд, поскольку убедились, что это является единственным возможным и справедливым решением в сложившейся ситуации",– сообщил источник. Вместе с тем он не разъяснил, когда и в какой суд был подан иск, а также суть предъявленных в нем претензий, сославшись на то, что это является коммерческой тайной.

По контракту между ЮКОСом и CNPC российская компания должна была поставить в 2004 году 3,86 млн т нефти. К настоящему моменту поставлено 2,84 млн т. Как ранее сообщал Ъ, по подсчетам аналитиков, прямые убытки структур CNPC от прекращения ЮКОСом поставок нефти составят не более $1 млн и связаны в основном с инфраструктурными затратами на изменение торговых схем. В то же время недополученная прибыль китайской компании от недопоставок 1 млн т нефти ЮКОСа до конца года может составить около $45 млн. Руководитель пресс-службы ЮКОСа Александр Шадрин заявил вчера, что ему ничего не известно об иске.

Кроме того, в пятницу Арбитражный суд города Москвы отказал ЮКОСу в требовании признать недействительным постановление службы судебных приставов-исполнителей Минюста РФ о взыскании с компании исполнительского сбора в размере 5,549 млрд руб. Напомним, судебные приставы обязали ЮКОС до 20 сентября погасить налоговый долг за 2001 год в размере около 80 млрд руб., а в связи с невыплатой начислили исполнительский сбор. Главной причиной непогашения налогового долга представители ЮКОСа назвали "продолжение мероприятий по выплатам налогов за 2000 год в размере 99,4 млрд руб.".




КоммерсантЪ