01.11.2004

Кремль не уступит. Президент получит право распускать региональные парламенты



Светлана Иванова

Ни один регион не решился перечить Владимиру Путину в том, что с 2005 г. их руководителей должны избирать парламенты по президентскому представлению. Но многие региональные лидеры просят не закреплять за главой государства права распускать парламент. Но Кремль готов пойти на уступку только в одном: предварительно обсуждать с парламентами кандидатов в губернаторы.

В пятницу Госдума приняла в первом чтении президентские поправки в законы об общих принципах организации органов госвласти в регионах и об основных гарантиях избирательных прав граждан. Они предполагают отмену прямых выборов высших должностных лиц субъектов Федерации. Вместо этого они будут “наделяться полномочиями” региональными парламентами по представлению президента. В случае если парламент дважды не проголосует за предложенную ему кандидатуру, президент вправе своим указом распустить его, а до избрания нового состава назначить и. о. губернатора. За президентские поправки проголосовало 365 депутатов (при необходимых 226 голосах) из “Единой России”, “Родины” и ЛДПР. Против голосовали только коммунисты, несколько “родинцев” и независимые депутаты.

“Голосование могло бы и не состояться, если бы больше трети региональных органов власти прислали отрицательные заключения на законопроект”, — говорит руководитель аппарата комитета по делам Федерации и региональной политике Юрий Овсянников.

За несколько дней до голосования сразу несколько региональных лидеров выступили с публичной критикой президентской инициативы. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил о своем несогласии с предоставлением президенту России права распускать региональные парламенты. “Я против этого. Что значит распускать представительный орган власти субъекта? Тогда на уровне субъекта какой же орган, избранный народом, остается?” — цитировал возмущенного Шаймиева “Интерфакс”. Ему вторил спикер Госсобрания Башкортостана Константин Толкачев, по мнению которого “роспуск регионального парламента… может создать политическую нестабильность в регионе… а возможно, и перманентный кризис”.

К пятнице в Думу поступило 71 заключение на проект от законодательных и 58 — от исполнительных органов власти субъектов Федерации. Все одобрили отмену прямых выборов. “Было лишь одно исключение, — рассказывает Овсянников. — Госсовет Чувашии 18 октября прислал отрицательное заключение на законопроект”. “[Предложенные президентом] документы не в полной мере соответствуют Конституции и общепризнанным принципам и нормам международного права”, — написали чувашские депутаты. “Но вскоре они пересмотрели свою точку зрения и направили нам новый отзыв — уже в поддержку [президентских предложений ]”, — говорит Овсянников.

“Многие регионы решились поддержать закон в первом чтении, рассчитывая, что он будет серьезно доработан ко второму, — объясняет председатель комитета по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин. — А положительные отзывы сопровождаются списком рекомендаций по доработке [закона]”.

Главное пожелание регионов — как минимум усложнить порядок роспуска парламентов. Предлагаются различные варианты — к примеру, установить срок, в течение которого президент не может распускать депутатов (например, в течение года после избрания и за год до истечения срока их полномочий). А председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин уже пообещал вместе с коллегами разработать и внести ко второму чтению президентского закона поправку, исключающую право президента распускать парламенты.

Гришин, который, по собственному признанию, постоянно контактирует с администрацией президента, утверждает, что уже найден вариант “смягчения”. Нужно будет предусмотреть обязательную процедуру предварительного согласования кандидатуры будущего губернатора с парламентом, поясняет Гришин. “Если будут предварительно договариваться, процедура роспуска потеряет смысл”, — уверяет Гришин.

Региональные лидеры пытались “нащупать границы”, в пределах которых Кремль согласится скорректировать закон, считает Ростислав Туровский из Центра политических технологий. А самые смелые, по его мнению, “запустили пробные шары”, обозначив позицию, по которой хотели бы поторговаться. Согласование президентских кандидатур перед их официальным внесением — единственная уступка, на которую Кремль готов пойти, уверен эксперт.

Эксперт Научно-исследовательского института социальных систем Дмитрий Бадовский уверен, что положение о роспуске парламентов “будет смягчено”, в нынешнем виде его легко можно оспорить в Конституционном суде. Но от самой идеи распускать парламенты президентскими указами Кремль не откажется — это “принципиальное условие, которое обезопасит федеральный центр от затяжных политических кризисов при неутверждении кандидата”, считает Бадовский.

Председатель Центризбиркома Александр Вешняков в пятницу высказал собственные пожелания по поправкам к закону. Он считает, что кандидат на пост главы региона должен представить декларации о доходах и имуществе своих и супруги и в дальнейшем подавать такие декларации ежегодно. Вешняков также считает, что при выдвижении кандидатов необходимо “предоставить более широкие возможности для […] политических партий” и в целом губернатор не должен представляться на более чем два срока.



Ведомости