02.11.2004

Страшилки про курилки



На прошедшей неделе в Европе обнародованы фотографии и рисунки - всего 42 изображения, которые, если будут утверждены, вскоре появятся на пачках сигарет, продающихся в 25 странах Европейского союза. На выбор предлагаются: фото человека, больного раком горла, рентгенограмма почерневших от никотина легких курильщика, изображение сморщенного яблока, намекающее на преждевременное старение кожи, вызванное табаком.

- Нужно шокировать людей, чтобы заставить их отказаться от курения, - заявил член Еврокомиссии Дэвид Бирн. Новая мера является частью широкой кампании, проводящейся в Европейском союзе для сокращения смертности от последствий курения, уносящих ежегодно более 650 тысяч жизней.

Противодействие курению приобретает в Европе все более широкие масштабы в связи с принятием глобальной конвенции по борьбе с табакокурением, предложенной ВОЗ. Курение в общественных местах запретили уже в нескольких странах ЕС, запрещена реклама по телевидению, на улицах, на зрелищных мероприятиях, введены ограничения на продажу сигарет, повышены цены на них. Теперь к этим мерам решили добавить и средства психологического воздействия на курильщиков. В этом европейцы, возможно, используют опыт Канады, где подобные шокирующие изображения размером в полпачки сигарет были введены несколько лет назад. Неясно, известны ли экспертам Евросоюза последствия этого шага. К примеру, тот факт, что торговцы тут же нашли "противоядие" - одновременно с пачкой сигарет продается картонный футлярчик, в который ее можно вставить, прикрыв "срам". Или то, что у молодежи в моду вошло коллекционирование всего набора картинок и сленговые названия сигарет типа "Дохлая девочка" (пачка с изображением новорожденного ребенка, мать которого курила во время беременности, из-за чего у ребенка нарушилась функция легких).

Впрочем, законопослушные европейцы, возможно, не станут ерничать по поводу усилий своих лидеров: к курению и его негативным последствиям многие относятся серьезно. По словам Дэвида Бирна, ответственного за здравоохранение, первые из страшных картинок могут появиться на пачках через несколько месяцев.


Эффект может быть обратным

Насколько эффективной может быть негативная визуальная информация на пачках сигарет? На вопрос "Известий" отвечает заместитель директора Института психологии РАН доктор психологических наук Андрей ЮРЕВИЧ:

- Действует на человека любая информация, в том числе и улавливаемая только подсознанием - известен так называемый эффект 25-го кадра. Полностью блокировать никакую информацию сознание не может - даже цвет изображения, не говоря уже о смысле. Но важно знать, что если информация избыточна, возможен и эффект бумеранга: после достижения определенного предела возникает обратный эффект. Это очень редко учитывают авторы рекламы и вообще СМИ.

Не исключены и различные частные эффекты. К примеру, воздействие, прямо противоположное тому, на которое рассчитывают авторы. Для достаточно большого количества людей - к примеру, для тех, кто любит риск, - "ужастики" оказываются привлекательными. Воздействие может быть не таким, на какое рассчитывают. Известны факты, когда, просмотрев устрашающие кадры про кариес, люди падали в обморок, но чистить зубы чаще после этого не стали. То же самое возможно и с курильщиками: будут напуганы до обморока, но курить меньше не станут. Наконец, возможно негативное воздействие на некурящих. Не исключено, что у них курение будет ассоциироваться с этими страшными изображениями, и они станут просто хуже относиться к курящим, считая этих людей неприятными, больными.

Я, конечно, надеюсь, что европейские специалисты все это просчитывают, но прежде чем решаться на такие меры, требуются исследования, нужно набирать статистику. Иначе все может сработать совсем не так, как задумывалось.

Известия