02.11.2004

Андреев получил отступные от "Базэла". Теперь предприниматель займется стройматериалами



Светлана Петрова

На днях предприниматель Андрей Андреев получил компенсацию за “Ингосстрах”, банк “Союз”, комбинат “НОСТА” и другие активы, которые, по его версии, три года назад были у него похищены и перепроданы альянсу “Русского алюминия” и “Нафта-Москвы”. Андреев подумывает вложить полученные отступные в производство стройматериалов.

В октябре 2001 г. “Нафта-Москва” и “Русский алюминий” стали владельцами контрольных пакетов акций Автобанка (теперь “Автобанк-УралСиб”), “Ингосстраха”, СК “Ингосстрах-Россия” (сейчас “Россия”), банка “Ингосстрах-Союз” (ныне “Союз”), “НОСТА” и еще около 100 компаний. Андреев называл себя их единственным собственником, хотя формально основными владельцами были 23 кипрские компании. Предприниматель утверждал, что бизнес не продавал, по его заявлению было возбуждено уголовное дело по факту хищения, а спорные активы арестованы. Затем расследование было прекращено, арест снят, большая часть активов перепродана, а доли структур Андреева в ряде компаний размыты. Но Андреев продолжал судиться: в 2002 г. никосийский суд признал недействительными все сделки, совершенные после 1 октября 2001 г. от имени 23 кипрских компаний — владельцев бизнеса, который Андреев продолжал считать своим. Но “Нафта-Москва” и “Русал” вскоре обратились в этот же суд с требованием приостановить или аннулировать решения о возврате кипрских компаний под контроль Андреева. Новые собственники обвиняли его в мошенничестве.

До рассмотрения этого дело по существу так и не дошло. Год назад Андреев и владельцы “Нафты” и “Русала” начали переговоры о мировой. А вчера было объявлено о том, что все споры и имущественные претензии урегулированы, а подконтрольные предпринимателю структуры получили компенсацию.

В минувшую пятницу конфликт с Андреевым был “полностью урегулирован”, заявил “Ведомостям” источник в “Базэле”, принимавший участие в переговорах: “Мы завершили расчеты по соглашению об урегулировании спора и закрыли проблему. Для нас это было принципиально — конфликты мешают ведению бизнеса”.

“Мы всегда считали себя добросовестными приобретателями, теперь наш статус подтвержден еще и Андреевым”, — радуются в “Базэле”. Андреев подтвердил, что с ним полностью рассчитались, “обе [конфликтовавшие] стороны полностью выполнили все взаимные обязательства” и к владельцам “Нафты” и “Русала” у него больше нет претензий. Тем не менее он оставляет за собой право добиваться наказания похитителей его бизнеса: “Взаимоотношения с покупателями активов урегулированы, но это лишь одна сторона вопроса, — говорит предприниматель. — Мои адвокаты через суд добиваются возобновления расследования, и я надеюсь, что лица, которые принимали активное участие в незаконном отчуждении принадлежавшего мне имущества и проходили по уголовному делу как обвиняемые, будут привлечены к ответственности”.

Полученную компенсацию Андреев уже готовится инвестировать в новое дело. “Я изучаю, куда вложить имеющиеся средства, скорее всего это будет производство стройматериалов, — заявил он. — На мой взгляд, это наиболее динамично развивающаяся отрасль с достаточно высокой рентабельностью”.

Сумму сделки бывшие противники отказываются обнародовать, однако размер отступных скорее всего близок к $30 млн. В октябрьском соглашении 2001 г. о продаже активов “Русалу” и “Нафте” была указана сумма $90 млн, при этом покупатели все это время признавали за Андреевым право лишь на треть приобретенного ими в 2001 г. бизнеса. Хотя Андреев в прошлом году объявлял о том, что стоимость утраченных им активов была оценена независимыми экспертами в $600 млн.