02.11.2004

Mercedes подешевеет. DaimlerChrysler хочет делать его в России



Юлия Федоринова
Анатолий Темкин
Анна Щербакова

Автомобили одной из самых престижных марок, Mercedes-Benz, возможно, будут производиться в России. Концерн DaimlerChrysler признался, что хотел бы открыть в России сборочное производство автомобилей своего главного брэнда.


DaimlerChrysler, пятый в мире автопроизводитель, образовался в 1998 г. в результате поглощения немецкой Daimler-Benz американской Chrysler. В 2003 г. компания продала 4,3 млн автомобилей. Выручка – $171,9 млрд, чистая прибыль – $564 млн. За девять месяцев этого года концерн продал в России 3009 машин Mercedes-Benz и 854 Chrysler и Jeep.

Федеральные чиновники летом пообещали, что до конца года о своем приходе в Россию объявят минимум два немецких автоконцерна. Они знали, что говорили: в сентябре председатель правления Volkswagen Бернд Пишетсридер сообщил, что компания рассматривает возможность создания сборочного предприятия в России, а теперь в интересе к нашей стране признался DaimlerChrysler. Пресс-секретарь DaimlerChrysler Тони Мельфи заявил “Ведомостям”, что концерн уже ведет переговоры о производстве легковых автомобилей Mercedes-Benz, подчеркнув, что “они находятся в ранней стадии и окончательного решения еще не принято”. По его словам, рассматриваются разные варианты: от простой “отверточной” сборки, организации сборочного производства, включающей сварку деталей кузова, до строительства собственного завода.

А немецкая газета Handelsblatt со ссылкой на источники в бизнес-кругах уточнила, что одним из вариантов является Санкт-Петербург. По сведениям газеты, DaimlerChrysler уже приобрел первые земельные участки под Петербургом.

Впрочем, власти города и Ленобласти это не подтверждают. “После того как мы услышали летом о возможности строительства завода в России, мы отправили в Германию пакет документов с описанием инвестиционного процесса в Ленобласти. Никакого ответа оттуда мы не получили”, — заявил “Ведомостям” вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас. А чиновник Смольного говорит, что губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко некоторое время назад встречалась с руководством автоконцерна, но никаких договоренностей достигнуто не было. Не обращался DaimlerChrysler за льготами в правительство, уверяет федеральный чиновник. Зато премьер-министр Михаил Фрадков на прошлой неделе посетил завод концерна в Германии. Но содержание его переговоров с руководством DaimlerChrysler осталось тайной. Пресс-секретарь Фрадкова Александр Жаров говорит, что ему оно неизвестно.

Пока из производителей машин сегмента премиум в России сборочное производство есть только у BMW. Оно было открыто в 1999 г. на заводе “Автотор” в Калининграде, сейчас там выпускаются BMW третьей и пятой серий. Анна Дуксова из BMW отмечает, что именно открытие сборочного производства позволило BMW в 2002 г. завоевать и с тех пор удерживать лидерство по продажам машин премиум в России. Ведь разница в цене между автомобилем, произведенным в Калининграде, и ввезенным из Германии составляет 10-15%, говорит ДуксоваDaimlerChrysler вполне по силам повторить успех своего главного конкурента, полагает аналитик Альфа-банка Максим Матвеев.

Но это возможно, только если Daimler Chrysler ограничится созданием сборочного производства и не будет строить завод, как Ford, считает пресс-секретарь “Автотора” Павел Лешаков. “Продажи таких [дорогих] машин в России невелики. Да и проблемы с [местными] поставщиками комплектующих общеизвестны”, — замечает он. Единственный, по его мнению, способ закрепиться на российском рынке для DaimlerChrysler, как и для BMW, — найти партнера. С ним соглашается аналитик ОФГ Елена Сахнова. “Они не смогут продать в России много машин. А инвестиции, даже если речь зайдет о [строительстве завода, мощностью] 10 000 автомобилей в год, составят не менее $100-150 млн. Это вряд ли оправданно. Да и выдерживать качество для брэндовой модели в России сложно”, — объясняет она.

А вот менеджер по маркетингу группы “Рольф” Валерий Тараканов уверен, что “Mercedes-Benz C-класса заслуживает больших объемов продаж в России”, просто сейчас он стоит дороже своих одноклассников из класса премиум — Audi A4 и BMW 3-й серии [от 29 000 евро за Mercedes против $28 000-29 000 за Audi и BMW].



Ведомости