04.11.2004

Сотовые ритейлеры потянулись в регионы



Рекордные темпы роста российского сотового рынка за какие-нибудь пару-тройку лет позволили вырасти здесь целому ряду крупных сетевых ритейлеров. Их обороты в ближайшее время будут измеряться миллиардами долларов, а по объемам продаж и количеству магазинов они уже занимают первые места среди европейских техносетей сопоставимых параметров. Эксперты с уверенностью предрекают торговым сетям, выросшим на волне сотового бума, большое будущее: имеющийся потенциал позволит им стать мультинациональными системами торговли электроникой.

В столицах им тесно

Самые оптимистичные оценки роста рынка сотового ритейла дает его крупнейший участник компания "Евросеть": в 2004 году в России будет продано 30 млн сотовых телефонов, в 2005-м - уже 36 млн. Эксперты рынка более сдержанны: по подсчетам аналитической компании Mobile Research Group (MRG), в 2004 году будет продано 25 млн терминалов, а в 2005-м - около 30 млн. Продажа мобильных телефонов до сих пор является основной доходной статьей сотовых ритейлеров. По данным консалтинговой компании "АксионБКГ", "трубки" занимают 83% от совокупного дохода участников сотовой розницы. Объем же всего рынка сотовой розницы, который еще в 2003 году составлял около $2, 5 млрд, по информации MRG, в этом году удвоится, вплотную приблизившись к $5 млрд, а в 2005-м может вырасти до $7 млрд.
Как отмечают эксперты, доля Москвы и Петербурга в общем объеме рынка сотовых телефонов будет постепенно уменьшаться. "Еще несколько лет назад на Москву приходилось 50% продаж сотовой розницы, сейчас ее доля снизилась до 30% и есть тенденция к дальнейшему снижению, - говорит ведущий аналитик MRG Эльдар Муртазин. - А к 2006 году эта цифра снизится, по нашим прогнозам, до 23%, и эта тенденция будет сохраняться еще несколько лет". "В столицах становится тесновато, большинство привлекательных мест уже разобрано", - говорит Татьяна Апатовская, аналитик компании ACNielsen. Ее слова подтверждают сотовые ритейлеры, некоторые из которых вообще не собираются открывать в Москве ни одного салона. "До конца 2005 года мы собираемся довести количество магазинов, работающих под брэндом Dixis, до 700, причем их подавляющее большинство придется на регионы", - рассказывает руководитель пресс-службы группы компаний Dixis Татьяна Москалева. "Из тех 800 салонов, которые мы планируем открыть в 2005 году, более 75% будет открыто в регионах", - добавляет вице-президент компании "Евро-сеть" по коммерции Сергей Фоменков.
"В регионы идут сотовые операторы, вслед за которыми вполне логично устремляется и розница, - указывает Татьяна Апатовская. - А с недавнего времени у сотовых ритейлеров появилось для реализации таких устремлений и достаточно средств".

"Большая тройка" сотового ритейла

Прогнозы специалистов сводятся к логичному предположению, что сотовый ритейл в точности повторит судьбу сотовых операторов: на этом рынке сформируется "большая тройка", и очертания ее будут видны уже к концу 2005 года. "К концу следующего и началу 2006 года все нежизнеспособные игроки уйдут с рынка, - говорит управляющий директор консалтинговой компании "АксионБКГ" Анастасия Варечкина.- Впрочем, и сейчас уже понятно, что войти в эту тройку больше всего шансов у московских ритейлеров- "Евросети", "Связного" и Dixis. Они пока успешнее всего ведут свою региональную политику".
Наиболее вероятными регионами, где в ближайшие полтора-два года станут развиваться сотовые ритейлеры, станут 13 городов России с населением больше 1 млн человек. По данным Госкомстата, там проживает больше трети всего населения России. "План-максимум нашей сети на следующий год - присутствовать во всех городах-миллионниках", - говорит Татьяна Москалева (Dixis). Пресс-секретарь компании "Связной" Анна Свердлова заявляет, что салоны "Связного" точно будут открыты в 13 крупнейших городах России до конца 2005 года.
По словам представителей "Евросети", их магазины уже работают во всех субъектах федерации, за исключением Чечни, где "Евросеть" также обещает начать торговлю. "Этот год мы закончим с более чем 1 тыс. салонов связи по всей России, - говорит Сергей Фоменков.- Есть даже случаи открытия салонов в городах с населением 20 тыс. человек. Планируем выйти на рынок Украины, присутствовать в Казахстане и Азербайджане".
Отметим, что планы выхода сотовых ритейлеров на рынки ближнего зарубежья эксперты оценивают сдержанно. "Выход на рынок Украины, скорее всего, имиджевое движение "Евросети", - считает Эльдар Муртазин.- Это некий задел на довольно далекое будущее". "Общероссийской розничной сетью значительно сложнее управлять, чем московской, не говоря уже о сети, которая действует в разных странах", - добавляет Анастасия Варечкина.

Стратегии регионального масштаба

При всем разнообразии технологий проникновения на региональные рынки чаще всего московские сотовые ритейлеры предпочитают открывать там собственные магазины с нуля. "Открываем собственные точки - это позволяет держать высокий уровень качества услуг, - говорят в сети "Связной".- Не надо думать, будто в регионах присутствуют только те, кто торгует на лотках. Например, в Екатеринбурге мы видели очень качественные местные салоны связи, где уровень обслуживания мало отличается от московского..." Контролем качества услуг объясняют свою политику строить магазины самим и в "Техмаркете". В "Евросети" соглашаются, что открытие собственных точек экономически более выгодно. "Мы строго придерживаемся стратегии открытия собственных точек. Во-первых, это позволяет сохранять по всей сети единые стандарты обслуживания, а во-вторых, это экономически более выгодно, и наконец, это упрощает схему управления разветвленной сетью и упрощает логистические процессы", - говорит Сергей Фоменков.
Есть свои аргументы и у сторонников франчайзинговых программ. "За счет франчайзинга мы можем быстро обеспечить присутствие своего брэнда там, где хотим, - поясняет Татьяна Москалева из Dixis.- При этом мы не несем финансовых затрат и, соответственно, меньше рискуем". А "рискуют" ритейлеры, по их собственным расчетам, не слишком большими суммами. Например, в "Евросети" говорят о том, что в зависимости от места открытие одного салона связи стоит $5-25 тыс. (еще около $70 тыс. затрачивается на создание товарного запаса). Повыше цены на открытие салона у "Техмаркета": там говорят о $30 тыс. на одну точку.

И телефон починят, и машину застрахуют

Если в регионах рост сотовой розницы в самом разгаре, то на рынках столиц крупнейшим игрокам расти уже трудно - для этого требуются большие маркетинговые инвестиции. Поэтому в Москве и Петербурге сети развиваются уже не столько количественно, сколько качественно, довольно смело расширяя спектр деятельности. "Сейчас происходит изменение роли сотовых ритейлеров, - отмечает аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова.- Они становятся достаточно крупными, чтобы предлагать услуги, поначалу им совершенно несвойственные. Например, "Евросеть" говорила о возможности стать оператором IР-телефонии, в группе компаний Dixis появилось подразделение, которое занимается ремонтом сотовых телефонов". "Примеров, когда московские ритейлеры занимались совершенно непрофильным бизнесом, много, - отмечает Эльдар Муртазин.- И это удачные примеры. Например, около года назад сеть "Связной" начала оформлять в своих салонах полисы ОСАГО (обязательного страхования автомобильной гражданской ответственности, - "Ъ") и за год вошла в первую десятку компаний, которые ведут такую деятельность". По словам господина Муртазина, через несколько лет салоны сотовой связи будут похожи на почтовые отделения нового поколения - универсальные розничные точки шаговой доступности, в которых можно будет оплатить услуги спутникового телевидения, зайти в интернет, воспользоваться телефонной трубкой последнего поколения, купить картинки и мелодии для телефона.
***