05.11.2004

Магазины и рестораны выпишут себе паспорта. А ФСБ – данные об их сотрудниках



Вчера мэр Москвы Юрий Лужков распорядился ввести на крупных торговых предприятиях города "паспорта безопасности". Руководство рынков, магазинов и ресторанов должно до конца года представить в силовые ведомства Москвы информацию о своих заведениях. На 30 страницах им предписано изложить сведения о персонале и средствах охраны, нарисовать схемы эвакуации и подсчитать максимальную посещаемость заведения в "час пик". Кроме того, в силовые структуры должны быть представлены характеристики на каждого сотрудника этих заведений.

Вчера московские власти обязали руководителей всех рынков, магазинов (площадью более 1 тыс. м) и ресторанов (в которых свыше 100 мест для посетителей) разработать и согласовать с соответствующими органами "паспорт безопасности". Это должна быть 30-страничная брошюра, распечатанная в четырех экземплярах: один остается на предприятии, второй отправляется в ГУВД Москвы, третий – в УФСБ по Москве и Московской области, а четвертый – в Главное управление ГО и ЧС. Реестр паспортов будут вести в департаменте потребительского рынка и услуг Москвы. "Помимо общих сведений – о площади территории, средствах охраны, помещениях, парковках, наличии телефонов и факсов, режиме работы и схеме эвакуации, в паспорте должна быть прописана краткая характеристика каждого сотрудника,– рассказала Ъ главный специалист отдела технической политики и безопасности этого департамента Надежда Тычина.– К примеру, повар Иванов, 38 лет, женат, работает с 2001 года, зарекомендовал себя хорошо".

"Если в ФСБ нуждаются в подобной служебной информации, то они сами по своим каналам должны ее получать, а не просить директоров ресторанов на блюдечке преподносить сведения о своих сотрудниках,– возмутилась по этому поводу известная правозащитница Людмила Алексеева.– Все это бюрократическая чушь, прикрытая антитеррористическими мероприятиями. Какое дело ФСБ до 38-летнего повара, который хорошо себя зарекомендовал?"

В Межведомственной антитеррористической комиссии Москвы (ее возглавляет мэр) полагают, что "создание такой брошюры простимулирует администрации предприятий к наведению порядка в вопросах обеспечения безопасности", а "случись чего недоброе – поможет правоохранительным органам лучше сориентироваться на месте". "Паспорт безопасности – это антитеррористическое лицо организации",– сформулировал суть нововведения сотрудник комиссии, не пожелавший представиться.

По расчетам департамента потребрынка, в Москве насчитывается 520 крупных ресторанов и торговых центров и 128 рынков, которые обязаны до конца года обзавестись "паспортом безопасности". Пока это сделал только один из крупных рынков. В торгово-развлекательном комплексе "Атриум" сообщили, что вообще не в курсе планов властей по введению "паспортов безопасности". "Мы согласны с необходимостью принятия более жестких антитеррористических мер, но у нас и безо всяких паспортов этому вопросу уделяется огромное внимание,– сказала менеджер отдела информационных коммуникаций комплекса Юлия Опарина.– А разработка 'паспортов безопасности' ляжет на нас тяжелым бюрократическим грузом".

ЮЛИЯ Ъ-ОСИПОВА

КоммерсантЪ