05.11.2004
Балтика

"Балтика" помогла акционерам. Продажи Baltic Beverages Holding растут быстрее рынка



Андрей Мусатов
Глеб Крампец
Анна Щербакова

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Вчера крупнейший в России производитель пива — холдинг BBH опубликовал отчет за III квартал 2004 г. Объемы производства пива заводами группы росли вдвое быстрее, чем рынок. Аналитики считают, что это стало возможно благодаря компании “Балтика”, которая в прошлом году реструктурировала сбыт и радикально увеличила маркетинговые расходы.


Основанная в 1991 г. Baltic Beverages Holding AB с 2001 г. принадлежит в равных долях датской пивоваренной компании Carlsberg Breweries и британской Scottish & Newcastle. Предприятия BBH расположены в странах Балтии, на Украине, в Казахстане и в России, где компания владеет крупными пакетами акций таких компаний, как “Балтика” (включает производственные площадки в Петербурге, Ростове-на-Дону, Туле, Самаре и Хабаровске), “Вена”, “Ярпиво”, “Воронежский”, “Золотой Урал”, “Пикра”.

По итогам III квартала продажи ВВН выросли на 27% по сравнению с тем же периодом прошлого года, до $527 млн, а прибыль до налогообложения, выплаты кредитов, процентов и амортизации (EBITDA) увеличилась на 19% до $180 млн. Объемы производства пива выросли на 22%, что почти вдвое превысило рост российского рынка (который составил, по оценкам аналитиков, 11%). А доля рынка входящих в ВВН компаний, увеличившись на 2,9 процентного пункта, составила 39,5%.

Аналитик “Тройки Диалог” Виктория Гранкина обращает внимание на то, что в странах Балтии, особенно в Латвии, позиции ВВН ухудшились. Доля рынка падает уже третий квартал, по итогам девяти месяцев она снизилась на 2,3% до 42,1%. Продажи в этом регионе также упали на 3,2%, в то время как рынок вырос на 2,4%.

Аналитики считают, что рекордным ростом в России ВВН обязана в первую очередь петербургской “Балтике”. По словам аналитика ОФГ Алексея Кривошапко, компании BBH, в основном за счет “Балтики”, удалось впервые за четыре года увеличить долю рынка в России.

“Это можно назвать достижением, — говорит он. — У [марки] "Балтики" сейчас одна из самых высоких долей рынка за последние четыре года, тогда как особого прорыва по остальным маркам не наблюдается”. С ним согласен аналитик “НИКойла” Марат Ибрагимов. Он говорит, что “Балтика” с мая этого года пожинает плоды своих маркетинговых программ, а также завершившейся в конце прошлого года реорганизации системы дистрибьюции.

Аналитик “Ренессанс Капитала” Наталья Загвоздина тоже объясняет успех сочетанием двух факторов: достаточные производственные мощности поддерживаются хорошей маркетинговой политикой, проводить которую “Балтика” начала больше года назад.

Директор по маркетингу “Балтики” Андрей Рукавишников сообщил, что в III квартале его компании удалось увеличить продажи на 30%. “Балтика” совершила действительно серьезный скачок, однако это не значит, что продажи других компаний не росли“, — отметил менеджер одной из компаний, входящих в BBH.

Ближайший конкурент ВВН — компания SUN Interbrew опубликует свою отчетность 10 ноября. Однако, по прогнозу компании “Ренессанс Капитал”, рост продаж компании на российском рынке составит около 11,2% (около 3,64 млн гектолитров), что ненамного опередит 11%-ный рост рынка за этот период. Оборот компании в III квартале 2004 г. увеличится по сравнению с аналогичным периодом в 2003 г. на 18,2% и составит около 22,5 млн евро.

Ибрагимов отмечает что, несмотря на ожидания замедления роста пивного рынка, его рост за первые девять месяцев этого года, по данным Российского союза пивоваров, составил около 11,8%, что произошло благодаря маркетинговым усилиям крупных компаний.

Аналитик уверен, что в дальнейшем пивной рынок еще более приблизится к модели рынков европейских стран, где два-три крупнейших производителя контролируют 80-90%. “Хотя в России доля крупных компаний будет чуть ниже из-за обширной территории страны”, — добавляет он.



Ведомости