05.11.2004
Siemens

Siemens получит свое



Александр Беккер
Дмитрий Симаков
Андрей Лемешко

“Интеррос” придумал, как продать “Силовые машины” немецкому концерну Siemens целиком, не раздражая российские власти. Как стало известно “Ведомостям”, немецкий концерн уже попросил у антимонопольной службы разрешения на покупку 71% акций российского холдинга. “Интеррос” вывел из сделки оборонное производство, а немцам уступит только “гражданские” активы.


“Силовые машины” объединяют предприятия энергетического оборудования. В 2003 г. выручка холдинга по МСФО – $352,3 млн, чистая прибыль – $3,2 млн. Около 70% акций концерна контролирует “Интеррос”, около 4% – Siemens, 17% – у портфельных инвесторов.

Переговоры Siemens с “Интерросом” о покупке 71% акций СМ начались летом. Ради продажи холдинга немцам “Интеррос” даже расторг сделку по обмену активами с ОМЗ. Источники в Кремле говорили тогда, что Владимир Путин не одобряет передачу СМ под иностранный контроль. Конструкцию сделки пришлось поменять. Стороны договорились создать совместное предприятие, куда “Интеррос” передаст 71% акций, а Siemens оплатит свою долю деньгами. В результате 50% плюс одна акция останется за российской компанией, но управление перейдет к немцам: “Интеррос” сохранит лишь два места в совете директоров. Siemens обязался за 3-5 лет инвестировать в СП около $200 млн, получив после этого полный контроль над ним.

Но, как сообщил “Ведомостям” один из руководителей ФАС, две недели назад в это ведомство поступило новое ходатайство на покупку 71% акций “Силовых машин” — от компании “PM 2447 Ферметенсфервальтуртс ГMБХ”. “У нас нет сомнений, что это "дочка" Siemens, — пояснил чиновник. — О том, чтобы у "Интерроса" была доля в этой компании, нам ничего неизвестно”.

Представитель Siemens AG Андреас Фишер отказался от комментариев. А директор “Интерроса” по связям с общественностью Лариса Зелькова пояснила, что договоренность изначально предполагала, что Siemens достанутся все принадлежащие “Интерросу” акции “Силовых машин”. Никаких новых компаний регистрироваться, скорее всего, не будет — просто немецкий концерн сначала получит 50% минус одна акция во всех компаниях, которые в интересах “Интерроса” владеют долей в “Силовых машинах”. Владельцем всех акций Siemens станет после обещанных инвестиций. А чтобы иностранцы не получили контроль над оборонным производством, эти активы частично вывели из сделки — в частности, “Силовые машины” продали Калужский турбинный завод структурам “Интерроса”. Один из руководителей ФАС подтвердил “Ведомостям”, что рассматривается именно такая структура сделки.

Зелькова говорит, что пока партнеры не приступали к реализации сделки. По ее словам, Siemens купит долю не ранее, чем получит разрешение ФАС, — “любой инвестор при вхождении в проект хочет получить гарантии”.

Но одобрить сделку, не посоветовавшись с коллегами, антимонопольная служба не рискнула. Чиновник ФАС утверждает, что ведомство ознакомило с заявкой немецкой компании правительство, Минэкономразвития и Минпромэнерго. В Белом доме, сославшись на отпуск премьера, не смогли подтвердить получение уведомления ФАС. Высокопоставленный чиновник Минэкономразвития сказал, что отношение к сделке “скорее положительное”.

В любом случае, предупреждает чиновник антимонопольного ведомства, ФАС проследит, чтобы мощности “Силовых машин” не сокращались, а предприятия холдинга имели доступ на внешние рынки. А контролировать, не покусился ли Siemens на оборонные мощности, по его словам, должны будут Минэкономразвития и Минпромэнерго.

Елена Сахнова из ОФГ считает, что схема сделки содержит определенный риск: ведь Siemens, получив разрешение ФАС, может отказаться от выполнения обязательств. Но наибольшая опасность заключается, по ее мнению, в том, что Siemens лишит “Силовые машины” самостоятельности на международном рынке. Денис Нуштаев из “Метрополя” уверен, что схема СП невыгодна для Siemens, поскольку он не получает гарантии того, что в итоге станет владельцем “Силовых машин”. Поэтому, полагает он, заручившись разрешением ФАС на покупку 71% акций “Силовых машин”, Siemens постарается как можно быстрее стать полноправным владельцем российской компании.



Ведомости