09.11.2004

Шведские связисты много не берут



Tele2 По вопросу о том, включать или нет шведов в список наиболее значимых компаний, развернулась нешуточная борьба. По опубликованным в четверг оценкам исследовательской компании iKS-Consulting, на конец октября Tele2 обслуживала 959 тыс. абонентов. В то же время эксперты AC&M-Сonsulting в своем рейтинге, опубликованном накануне, вовсе не нашли для нее места. В AC&M-Сonsulting отсутствие шведов в «десятке» объясняет тем, что они не предоставляют официальных данных о своей абонентской базе.

Интерес клиентов к шведской компании на рынке объясняют тем, что она предоставляет дешевые услуги из разряда тех, которые в мире называют термином «эконом-класс». Tele2 предоставляет самый минимальный набор услуг: связь, sms и простейший контент, привлекает абонентов в основном за счет низких цен – на 10-15% ниже, чем у операторов «большой тройки».

Появление этой компании на шестом месте сейчас – знаковое событие. Ее ближайшие конкуренты «Уралсвязьинформ» (1,9 млн абонентов), входящий в госхолдинг «Связьинвест», и поволжский СМАРТC (1,6 млн) очень сильно отстают от «большой тройки». Но с конца октября у них появился реальный стимул для борьбы: в Министерстве информационных технологий и связи официально заявили о возможности создания четвертого оператора. «Я не склонен недооценивать потенциал региональных операторов, например, таких, как СМАРТС и "Уралсвязьинформ" (входит в "Связьинвест". – "Газета.Ru"), и не отрицал бы возможность появления четвертого оператора… Россия – большая страна, поэтому приход четвертого игрока реален», – заявил в конце октября Дмитрий Милованцев, замминистра связи.

Андрей Гиреев, заместитель гендиректор СМАРТСа, воспринял заявление с энтузиазмом, но отметил, что новый федеральный GSM-оператор может появиться, только если «Связьинвест» как-то изменит свою политику или Tele2 решит уйти с рынка, то есть продаст кому-то свои активы. Теперь же становится очевидным, что шведская компания сама в состоянии побороться за звание четвертого оператора.

За месяц «Уралсвязьинформ» подключил меньше 100 тыс. новых абонентов, СМАРТС – только 47 тыс., поэтому у Tele2 есть шанс их догнать (за четыре месяца он набрал около 300 тыс. абонентов, более точные цифры не указываются).

«В связи с тем, что Tele2 не дает каких-то цифр, мы решили их не включать в Топ-10, хотя оценки у нас в принципе совпадают с теми, которые у iKS-Consulting», – заявила «Газете.Ru» Елена Саяпина, аналитик AC&M-Consulting.

Оксана Панкратова, старший аналитик iKS-Consulting, подтверждает, что официальных данных от Tele2 не было. «Наша оценка основывается на данных, полученных из других источников. Раньше мы не публиковали таких оценок, потому что все ждали, что они будут открывать свои цифры», – отмечает эксперт.

Среди причин «скрытности» Tele2 Оксана Панкратова называет «разнонаправленные движения» в росте числа абонентов шведского оператора. Так, в Петербурге подписчиков Tele2 оказалось почти в два раза меньше, чем предполагали исследовательские компании, – около 100 тыс. «В некоторых регионах наблюдается отток, в Волжском регионе они, наоборот, лидеры по подключению. Но общая абонентская база все равно растет – в конце июня у них было 680 тыс. абонентов», – подчеркивает она. Компания представлена только в 11 регионах (Москва в их число не попала).

«Хватит ли сил удержать лидерство у компаний Tele2, СМАРТС и "Уралсвязьинформ"? Они локализованы в определенных территориях, скорость подключения во многом зависит от новых регионов, – отмечает Олег Шенкер, аналитик ИК "Финам". – Пока Tele2 поддерживает серьезные темпы выхода в новые регионы, но если у компании возникнут проблемы с получением лицензий и с покупкой региональных операторов, которых осталось очень мало, то она начнет терять лидирующие позиции».

Пока что абсолютными лидерами по подключениям остаются операторы «большой тройки». За десять месяцев 2004 года в России новыми абонентами сотовой связи стали 25,8 млн человек, 37% которых были подключены «Би Лайном», 32% – МТС и 23% – «Мегафоном». «Би Лайн» продолжает постепенно догонять МТС по числу абонентов в России – разрыв менее 800 тыс. человек.

Региональным операторам удалось привлечь 8% новых абонентов – 2, 06 млн человек. Эта цифра сопоставима с абонентской базой «Мегафон-Москва», насчитывающего всего 1,51 млн абонентов.

По оценкам AC&M-Consulting и iKS-Consulting, к концу октября проникновение сотовой связи в России достигло 42% – около 62 млн абонентов. В Москве и Московской области из 16,9 млн жителей (по данным переписи 2002 года) только 1,7 млн не пользуются сотовой связью.

Леонид Маевский, президент компании LV Finance, которая судится с бермудским офшором IPOC за блокпакет «Мегафона», сказал в четверг на брифинге: «Гальмонд (владелец IPOC. — "Газета.Ru") заявил на слушаниях в суде Британских Виргинских островов, что бенефициарием компании FCT (некоторое время владела акциями FNH, контролирующей "Телекоминвест" и через него "Мегафон") Леонид Рейман».

Газета.RU