09.11.2004

Импортеры одолевают наших машиностроителей



Борис Грозовский
Андрей Панов

Импортное оборудование играет все большую роль в модернизации российских предприятий. В 2004 г. ввоз машин и оборудования в Россию может достичь $30 млрд. На засилье иностранных поставщиков жалуются даже отечественные производители оборудования для нефтянки.

Спрос на иностранную технику со стороны российских компаний бурно растет. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за девять месяцев этого года в Россию было ввезено машин и оборудования на $20,9 млрд. По оценке Елены Абрамовой из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), это на 52,6% больше, чем в январе — сентябре прошлого года. Ввоз потребительских товаров и сырья растет куда медленнее: по предварительным данным ФТС, в январе — сентябре 2004 г. общий объем импорта в Россию увеличился на 31,5%.

“Кривая [роста инвестиционного импорта] стремится вверх, как на стенде соцсоревнования”, — иронизирует Абрамова. Она прогнозирует, что за 2004 г. в Россию будет ввезено оборудования и автомобилей на $29-30 млрд, или почти в 1,5 раза больше, чем годом ранее.

Успехи импортеров больно бьют по российским производителям. “Даже самые "патриотичные" предприятия передают подряды иностранным сервисным компаниям вроде Schlumberger, которые работают на своем оборудовании”, — возмущается президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин. По его словам, “резко активизировался” ввоз оборудования для разведки нефти и газа, бурения и восстановления скважин. По оценке ЦМАКП, машиностроительный импорт растет на 3,2% в месяц, или в 2,3 раза быстрее, чем инвестиции российских компаний в машины и оборудование. В III квартале производство технологического оборудования падало, по оценке ЦМАКП, в среднем на 2,4% в месяц.

Российские машиностроители теряют конкурентоспособность из-за роста издержек. Сырье, материалы и комплектующие дорожают в 2 раза быстрее, чем в прошлом году, а потребитель “не готов платить премию к инфляции”, констатирует финансовый директор “Северсталь-Авто” Николай Соболев.

Особенно страдают из-за наплыва импорта компании, которые производят устаревшую продукцию, например автомобильные заводы, напоминает аналитик Альфа-банка Максим Матвеев. “Они все сильнее чувствуют последствия укрепления рубля и усиление конкуренции”, — говорит аналитик. Зато для компаний, у которых есть внешние рынки сбыта, например для ОМЗ или “Силовых машин”, ситуация с импортом, по мнению Матвеева, не критична, ведь “у них сильные позиции на внутреннем рынке, есть конкурентные преимущества и большая часть продаж идет на экспорт”. “Никаких проблем с продажами уникального оборудования у нас нет, — подтверждает директор по связям с общественностью ОМЗ Андрей Ануфриев. — Например, выпуск горнорудного оборудования в этом году у нас вырастет на 20-30%”. По словам эксперта Центра развития Валерия Миронова, не испытывают проблем и те машиностроители, которые выполняют заказы инфраструктурных монополий — “Газпрома”, РАО ЕЭС и железных дорог. По его словам, в этом году “быстро растет выпуск турбин для энергетиков и железнодорожных вагонов”. “Наши продажи выросли в этому году в 2 раза”, — подтверждает Анатолий Мещеряков, замгендиректора “Трансмашхолдинга”, выпускающего локомотивы и подвижной состав. По его словам, на этом рынке конкурентов из дальнего зарубежья просто нет.

Впрочем, во многих случаях пострадавших от всплеска инвестиционного импорта просто нет. Зачастую Россия не производит “аналоги импортируемого технологического оборудования”, отмечает Миронов. “Оборудования для "пищевки" в России просто не производят, если и можно что купить, так только сепаратор”, — жалуется топ-менеджер одного из ростовских молокозаводов. А по словам старшего вице-президента SUN Interbrew Ирины Кибиной, ее компания львиную долю оборудования покупает за рубежом. “Современное оборудование в России просто не производят, — поясняет пивовар. — Если кому и удается создать опытные образцы, то они, как правило, дорогие, а полноценное пусковое и гарантийное обслуживание отсутствует”.



Ведомости