11.11.2004

Наружной рекламе вменили налог



Николай Дицман

Вчера Мосгордума приняла в первом чтении закон о введении единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для операторов рынка наружной рекламы. В итоге базовая ставка налога будет меняться в зависимости от расположения щита, его размера и стороны, на которой находится рекламное сообщение.


С января 2005 г. в соответствии с поправками к Налоговому кодексу, операторы рынка наружной рекламы вместо единого социального налога, НДС, налогов на имущество и прибыль должны платить ЕНВД. Ставка нового налога составит 15% от базовой доходности (3000 руб. в месяц за 1 кв. м для обычной рекламы, 4000 руб. за 1 кв. м – для световых табло). Каждый регион имеет право самостоятельно устанавливать специальный коэффициент К2, на основании которого рассчитывается ставка ЕНВД. По прогнозам исследовательской компании “ЭСПАР-Аналитик”, в 2004 г. объем рынка наружной рекламы в Москве составит около $350 млн.

Поправки к Налоговому кодексу были подписаны президентом Путиным летом 2004 г. Тогда участники рынка выступили против нововведений, опасаясь, что местные власти будут завышать коэффициенты при расчете ЕНВД. В середине октября Комитет по наружной рекламе московского правительства разработал проект закона о введении ряда “поправочных коэффициентов” к ЕНВД, привязывающих новый налог к средней доходности от рекламного щита (стоимость аренды одной стороны щита формата 3 × 6 м составляет от $400 до нескольких тысяч). Вчера Мосгордума приняла закон в первом чтении.

Как рассказал “Ведомостям” депутат МГД Александр Крутов, законопроект предусматривает четыре понижающих коэффициента. В зависимости от того, в какой из семи зон города расположена рекламная конструкция, базовая ставка в 15% от 3000 руб. за 1 кв. м в месяц будет умножаться на коэффициент от 1 (на Тверской) до 0,1 (на МКАД). Для конструкций площадью свыше 200 кв. м будет действовать дополнительный поправочный коэффициент 0,35, а за обратные стороны щитов — коэффициент 0,5. Для социальной рекламы и городской информации устанавливается минимальный коэффициент в размере 0,005. “Город с точки зрения наружной рекламы неоднороден: стоимость щита в центре и за третьим кольцом очень сильно отличается”, — уточнил Крутов.

Экспертов принятые коэффициенты порадовали, но они указывают и на некоторые подводные камни. Председатель совета директоров крупнейшего оператора рынка наружной рекламы News Outdoor Максим Ткачев называет проект “логичным на 90%”: “Но мне непонятно, как налоговая инспекция будет определять, какая обратная сторона у щита, стоящего на перекрестке”. Еще один участник рынка отметил на условиях анонимности, что понятия “городская информация” в Налоговом кодексе нет. “Почему мы должны платить за ее размещение [налог, пусть и по минимальной ставке]?” — удивляется он.



Ведомости