15.11.2004

Сами себе критики



Сама не помню, но читала, да и бабушка с мамой рассказывали, что вскоре после войны на прилавках продуктовых магазинов появились банки с крабами, которые никто не брал: полуголодная страна еще хлеба с колбасой досыта не наелась и от экзотических морепродуктов воротила нос. Тогда-то рядом с не востребованными населением банками развесили рекламные плакаты: "Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы". Реклама в ту пору была явлением достаточно редким, и у советских граждан выработалось по отношению к ней стойкое недоверие: рекламируют то, что по своей воле человек сроду не купит. Рекламируют малосъедобное или залежалое. Лично когда-то видела в гастрономическом отделе, где покупатели спрашивали отсутствующее сливочное масло, веселенький плакатик со словами: "Маргарин очень полезен детям".

Времена изменились. Реклама прочно вошла в нашу жизнь и даже часто помогает в приобретении чего-нибудь по-настоящему вкусного и полезного. И все-таки особенно агрессивная реклама нет-нет да и всколыхнет прежнее, из советских времен, недоверие: хороший продукт и так найдет дорогу к потребителю, уж не "туфту" ли нам опять пытаются "впарить"?

Телевидение помимо рекламирования товаров и услуг научилось активно рекламировать само себя. Самопромоушн (то есть продвижение фильмов и программ к зрителю, самореклама) занимает едва ли не треть всего рекламного телевизионного времени да добавьте к этому целые газетные полосы, покупаемые телеканалами для саморекламы, плюс щиты на улицах, с которых на прохожих смотрят персонажи программ и сериалов. Я на днях чуть не въехала в идущую впереди машину, заглядевшись на маршрутку, украшенную изображениями героев сериала "Грехи отцов" - в полный человеческий рост.

Показу телесериала "Московская сага" на "Первом канале" тоже предшествовал могучий промоушн. Да, в условиях жесточайшей сериальной конкуренции зрителя необходимо заинтересовать, увлечь, заставить с нетерпением ожидать премьеры, пока другие каналы своим новым сериалом не захватили, не увлекли. Понимаю.

Потом каждую серию "Саги" представляли в "Добром утре", приглашая в программу актеров и создателей фильма. Доходило до курьезов: так, в один из выпусков "Утра" позвали действующего врача-анестезиолога, который предположил, что за тип наркоза мог быть изобретен и использован доктором Градовым и его учеником Саввой Китайгородским. В программе Андрея Малахова "Пять вечеров", подогревая зрительский интерес, показали не вошедшие в окончательный вариант "Саги" эротические сцены.

Цель была достигнута, зритель припал, рейтинги росли как на дрожжах. Казалось бы, каналу-вещателю и создателям можно успокоиться, перевести дух. Не тут-то было. Выяснилось, что мощнейшая рекламная кампания, сопровождавшая показ "Саги", не только привлекла к ней обширную аудиторию, но и породила завышенные зрительские ожидания, которые в свою очередь чреваты разочарованиями - особенно среди читающей интеллигентной публики. В прессе началась дискуссия: а так ли уж хороша "Московская сага", так ли уж она точно соответствует первоисточнику - одноименному роману Василия Аксенова - и исторической правде? Обычная и ожидаемая даже вещь: общественное обсуждение картины, свидетельствующее о том, что ее заметили, смотрят и пытаются оценить - кто со знаком "плюс", а кто и категорически со знаком "минус". Радоваться надо!

Но, видимо, эта дискуссия и далеко не однозначная оценка "Саги" и спровоцировали руководство "Первого канала" еще на одну рекламную акцию: обсуждение едва перевалившего за половину сериала в программе "Пять вечеров", то есть на своей же собственной "площадке". В перестроечные годы подобные акции на телевидении тоже случались. После показа острых и небесспорных фильмов в студии собирались критики и говорили о только что увиденном - нормальный ход! Зрителям, как правило, интересно по горячим следам сверить впечатления, узнать, совпадает ли их мнение с мнениями специалистов или кардинально расходится.

Но то, что происходило в "Пяти вечерах", на моей памяти впервые. В студии собрались создатели сериала и актеры, сыгравшие в нем. Постоянный ведущий Андрей Малахов ввиду серьезности акции уступил свое место "лучшим специалистам по кино" на "Первом канале" - Борису Берману и Ильдару Жандареву, которые объявили себя сотрудниками "сериального отдела" "Пяти вечеров".

"Я чувствую большое волнение и ответственность", - начал Борис Берман. "Правду говорить легко и приятно, - продолжил Ильдар Жандарев. - Мы услышим здесь правду о сериале "Московская сага".

В качестве свидетелей по "Делу" "Московской саги" (свидетелей защиты и обвинения) пригласили "простых зрителей разных профессий": двух детективщиц - Маринину и Донцову, певицу Лолиту, телеведущего Новоженова, адвоката Резника и тренера Гомельского.

Маринина, выступавшая как бы с критикой "Саги", начала со слов: "Фильм замечательный, я его смотрю все время, но он эмоционально холодный, мне не хватает чувств. Когда читала роман, я пила валокордин. А здесь я хватаюсь за валокордин, а ничего не происходит. Сердце не екает, а я хочу, чтобы у меня зашлось".

Донцова (защитница сериала) в ответ: "А я рыдала. Мариночка Анатольевна, котик вы мой, эмоциональность - не всегда истерика".

Гомельский ("критик"): "Актеры играют нормально, но вяло. Сталин у вас добренький, я живого Сталина своими глазами видел".

Резник (защитник): "Блистательный актерский состав. Мы все должны гордиться, что являемся современниками великой актрисы Инны Чуриковой".

Новоженов ("критик"): "Мне жалко Аксенова. Я читал книгу. Опустили Василия Палыча и этот замечательный роман".

Дмитрий Барщевский (режиссер): "Василий Павлович благодарен сценаристу Наташе Виолиной, что она придумала новые ходы, новые сюжетные линии".

Лолита (защитница, обращаясь к Марине Яковлевой, исполнительнице роли Агаши): "Почему ты не рассказываешь про духи? Это же рейтинг!"

Яковлева: "Зашла сегодня в парфюмерный отдел, и продавщица, узнав меня, подарила дорогие духи. Это успех".

Берман (ведущий, восторженно): "Пожалуй, это единственное место на отечественном телевидении, где сериалы обсуждают простые зрители!"

По-настоящему простые зрители из массовки тоже несколько раз вякнули, их смонтировали по принципу: "нравится - не нравится", "а почему у маршала Градова орден не с той стороны приколот?"

По ходу действия несколько раз (чаще, чем собственно рекламные ролики) показали эпизоды из "Саги". Закончили на благостной ноте, причем не защитники сериала, а именно его критики: "Сериал состоялся. Фильм хороший, хотя есть небрежности и ошибки.. Сколько людей, столько и мнений. Уж лучше пусть ругают, чем жалеют". А никто особенно и не ругал.

Берман с Жандаревым, обычно весьма острые и язвительные, в "сериальном отделе" демонстрировали полнейшую кротость. Еще бы - им, появляющимся на "Первом канале" от случая к случаю (что обидно), доверили ответственнейшую рекламную акцию, видимо, даже Малахова сочтя ненадежным: вдруг чего со своей непосредственностью вякнет.

Я вот только так и не поняла: зачем эту акцию устроили? Чего добивались? "Московскую сагу" в отличие от лежалых советских крабов зрители-потребители отведали, многие даже убедились, как она "вкусна и нежна". Те, кому вкус "Саги" не пришелся по душе, тем не менее привыкли и тоже смотрят.

Видимо, цель "сериального отдела" - выжать максимальный рейтинг, догнать и перегнать "Штрафбат" на "России", до которого пока так и не дошли показатели "Саги" на "Первом".

А поняла я вот что: ТВ до такой степени забронзовело в своем величии, что оно теперь не только само себе вещатель, продюсер и автор, но и само себе критик. Как говорится, сам себя не похвалишь, никто не похвалит. И если уж ТВ решило, что сотворило шедевр, то и нечего разным посторонним критикам соваться со своим свиным рылом в калашный ряд. Вот простой зритель Лолита от фильма без ума, и, значит, он просто обязан понравиться всем. Без исключения.
Ирина Петровская
Известия