15.11.2004

Публикация в "Известиях" стала поводом для антимонопольного расследования



Задуманное ведущими авиакомпаниями России совместное повышение цен на билеты, о котором написали "Известия", может сорваться. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России начала расследование дела о возможном сговоре крупнейших авиаперевозчиков. Напомним, что в конце октября компании договорились ввести топливную надбавку к билетам и таким образом компенсировать свои расходы на резко подорожавшее топливо. Правда, повышать цены было решено не в один день, а постепенно, чтобы не привлекать внимание ФАС. Теперь, если факт сговора будет доказан, перевозчиков заставят вернуть тарифы на прежний уровень, а незаконно полученную прибыль изымут в бюджет государства.

В этом году убытки авиакомпаний из-за высоких цен на нефть составят $6 млрд. Так считают эксперты Международной ассоциации воздушного транспорта. Чтобы избежать банкротства, американские перевозчики решили сократить количество рейсов, а европейские начиная с мая стали вводить нефтяные сборы. Их размеры, в зависимости от направлений, составили от $5 до $20. Российские авиакомпании долго пытались избежать этой непопулярной меры. Не получилось.

В итоге перевозчики, по информации "Известий", в конце октября договорились о повышении с 1 ноября (в этот день начинает действовать зимнее расписание) цен на билеты за счет топливного сбора в размере от $5 до $20. В самих авиакомпаниях факт сговора опровергают. Однако почти все перевозчики именно в начале ноября объявили о введении топливной надбавки.

Первым на этот шаг решился "Аэрофлот". С 1 ноября нефтяной налог в зависимости от направления составил от $10 до $20. Позже аналогичные меры предприняли и другие крупные перевозчики. "КрасЭйр" стала брать от $5 до $15, "ЮТэйр" - $10-15. Последней о повышении цен 8 ноября объявила "Сибирь" ($5-15).

Несмотря на осторожность авиаперевозчиков, ФАС заинтересовалась такой синхронностью. "По следам публикации в "Известиях" ФАС начала расследование о возможном сговоре авиакомпаний, - сказал "Известиям" начальник управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи ФАС России Константин Сенечкин. - Результаты расследования мы ждем к концу декабря. Если факт сговора будет установлен, то к перевозчикам будут предприняты различные санкции. К примеру, тарифы вернут на прежний уровень, а незаконно полученную прибыль изымут в бюджет государства".

По экспертным оценкам, объем авиатопливного рынка в этом году превысит $2 млрд., а введение топливного сбора позволит авиакомпаниям дополнительно получить около $350 млн. в год. Эти деньги призваны компенсировать потери перевозчиков от небывалого роста авиационного топлива: в этом году в России он составил почти 40%. Так, если в январе цена авиакеросина в российских аэропортах составляла в среднем около 10 тыс. руб., то уже к концу октября она выросла до 14 тыс. руб. Учитывая, что основу российского парка составляют топливозатратные самолеты еще советского производства, большинство перевозчиков оказались на грани рентабельности. По мнению генерального директора "Трансаэро" Ольги Плешаковой, многим авиакомпаниям удалось избежать дефолта только благодаря тому, что основной рост цен на топливо пришелся на летние месяцы - период высокого пассажиропотока. А представитель "Сибири" Евгений Филянин считает, что сговор нужно искать не среди перевозчиков, которые являются конечным звеном в поставке авиатоплива, а среди самих поставщиков и нефтяников.

"Аэрофлот" пустят в Калининград

Вчера стало известно, что дешевые авиарейсы между Москвой и Калининградом, введенные с подачи государства для "приближения" анклава к России, все-таки не отменят. Хотя все к этому шло. Дело в том, что в калининградском аэропорту "Храброво" началась реконструкция взлетно-посадочной полосы. Поэтому с 21 ноября аэропорт не сможет сажать воздушные суда с посадочной массой свыше 70 тонн. Ту-154, которые использует для калининградских рейсов "Аэрофлот", весит больше.

"Мы реально осознаем, что с 1 января, когда сухопутный проезд через Литву будет возможен только по загранпаспортам, значимость наших рейсов будет трудно переоценить", - заявил "Известиям" представитель компании в Калининградской области Игорь Коваленко. Для жителей оторванного от России региона авиасообщение - это возможность побывать в «большой» России без дополнительных таможенных хлопот и за небольшие деньги. Поэтому вчера совет директоров "Аэрофлота" принял решение не прерывать с Калининградом сообщение. "Наша программа будет продолжена, - заявил "Известиям" Игорь Коваленко. - На смену Ту-154 компания поставит Як-42. Самолеты с той же вместимостью, но с гораздо меньшим посадочным весом".
Илья СТУЛОВ, Калининград

"Аэрофлот" создает чартерную компанию

В четверг стало известно, что "Аэрофлот" приобрел 51% акций крупнейшего российского чартерного перевозчика - "Континентальные авиалинии". Стоимость сделки - коммерческая тайна. По данным экспертов, речь идет о сумме около $10 млн.

Заместитель генерального директора "Аэрофлота" Лев Кошляков сообщил, что на базе "Континентальных авиалиний" "Аэрофлот" создаст собственную чартерную компанию. Таким образом авиакомпания планирует упрочить свои позиции на рынке международных регулярных перевозок. Сегодня доля "Аэрофлота" на регулярных зарубежных рейсах с учетом чартеров составляет 39%.

Впервые о планах создания собственной чартерной компании генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов обмолвился два года назад. Он отметил, что в эту структуру будут переданы Ил-86, которых не пускают в небо Европы из-за большого шума двигателей. На признанные мировые курорты эти машины по-прежнему летают без ограничений, что и подвигло компанию подумать о начале чартерного бизнеса.

Менеджмент "Континентальных авиалиний" не высказывает опасений по поводу судьбы своей компании. По мнению коммерческого директора "Континентальных авиалиний" Надежды Савиной, большой парк "Аэрофлота" даст ее компании большие коммерческие возможности. Кроме того, самолеты "Континентальных авиалиний" больше не будут простаивать в периоды низкого туристического спроса: "Аэрофлот" просто мобилизует их на внутренние регулярные рейсы.
Тимур ХИКМАТОВ

Финансовые известия