16.11.2004

Российские печатные издания, возможно, начнут размещать свои акции на биржах



На днях руководство журнала «Эксперт» заявило, что для привлечения средств на свое развитие издание, возможно, будет проводить IPO. Если эти намерения осуществятся, «Эксперт» станет первым российским печатным изданием, акции которого будут размещены на бирже. По словам аналитиков, в перспективе примеру «Эксперта» могут последовать и другие издания. Правда, для успешного размещения эти СМИ должны будут обладать целым рядом характеристик: иметь экономическую направленность, хотя бы формальную независимость и т.д. Одной же из основных проблем является то, что издания должны иметь приличную капитализацию, которая у самостоятельных печатных изданий сегодня, как правило, невелика.

Заявление о возможности размещения IPO журналом «Эксперт» прозвучало на пресс-конференции, которая состоялась на днях и была приурочена к сделке, в результате которой менеджмент «Эксперта» выкупил 41,5% акций журнала у холдинга «Проф-Медиа» на заемные средства. По словам генерального директора «Эксперта» Александра Привалова, журнал окупаем, и, по оценке аудиторской компании Ernst & Young, оборот издания на ноябрь 2002 г. составлял 17-19 млн долл., а весь бизнес оценивался в 25-27 млн долл., при этом за истекший период дела не ухудшились. Имея амбиции стать лидером среди российских деловых изданий, издание планирует активно развивать сеть своих региональных представительств и будет нуждаться в финансовых вливаниях со стороны. «Возможное размещение IPO для нас – дело даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня. Естественно, сейчас компания стоит не слишком много, однако к моменту, когда мы всерьез задумаемся о выходе на открытый рынок акций (а это может произойти только через несколько лет), наша капитализация увеличится. Пока что IPO для нас – это только один из возможных вариантов дальнейшего развития», – заявил RBC daily Александр Привалов.

В принципе и другие российские бумажные СМИ могут проводить IPO в России и даже за рубежом, но это начнет происходить не через год и не через два. «Если говорить о том, какие российские печатные издания в принципе могут иметь планы размещать свои акции на биржах, то думать об этом никому не запрещено и сделать это можно, другое дело – есть ли в этом необходимость. Я считаю, что сегодня пока ни у одного издания такой необходимости нет», – считает Александр Привалов. В компании «АВК – ценные бумаги» отмечают, что в первую очередь размещать IPO смогут издания, имеющие сильный бренд. Но, к сожалению, пока что лишь «Эксперт» более-менее отвечает необходимым требованиям для этого. «Я думаю, что в перспективе «Эксперт» может успешно разместить акции и на российском фондовом рынке, и за рубежом, потому что это издание интересно в деловых кругах и на сегодня уже формально независимо. По сравнению с журналами «Деловые люди», «Деньги», «Компания», «Профиль», это, пожалуй, единственное серьезное деловое издание, имеющее проверенные временем солидность и уважение», – сказал RBC daily Александр Синицин, начальник отдела обслуживания московского филиала «АВК – ценные бумаги».

При этом очень важна тематика изданий, претендующих выходить на открытый рынок акций. «На первом этапе проводить IPO теоретически сможет только деловая периодика, потому что с финансовой точки зрения она наиболее привлекательна. Ее читатели и рекламодатели – наиболее активная и обеспеченная часть населения. А серьезные инвестиции во многом могут привлекаться именно из-за рубежа. Россия 2004 г. – это не Россия 1994 г. У западных инвесторов сегодня несравнимо больший интерес для выхода на наш рынок», – говорит Александр Синицин. При этом мало позиционировать себя как деловую прессу. «Нужно еще быть реально интересным для деловых людей изданием, а такого интереса можно добиться, лишь печатая серьезную аналитику. Например, «Профиль» все-таки не очень деловой журнал. Он неспециализированный, достаточно абстрактный, печатает много «беллетристики», так называемые рассказы о жизни «звезд бизнеса»», – отмечает представитель компании «АВК – ценные бумаги». Кроме того, по мнению Александра Синицина, издания должны иметь хотя бы формальную независимость и хорошую репутацию. «Помимо «Эксперта» на IPO могут выходить другие издания, но сделать им это будет достаточно трудно, так как за каждым тянется шлейф принадлежности тем или иным бизнес-группам. Поэтому, если говорить о желании разместить IPO, то для новых инвесторов важен даже не финансовый вопрос (какова прибыль на начальном этапе), а репутация и профессионализм издания», – отмечает г-н Синицин.

Но с другой стороны, не надо забывать и о совершенно обратной ситуации: в случае, если издания принадлежат неким финансовым магнатам, они в проведении IPO для привлечения средств на свое развитие не нуждаются. «Борис Березовский готов предоставлять финансовую поддержку «Коммерсанту», поэтому ситуация «Эксперта» совсем другая», – сказал RBC daily Николай Лукашевич, младший директор международного рейтингового агентства Fitch Ratings. Кроме того, по его словам, сегодня печатные издания все больше входят в диверсифицированные холдинги, которые владеют одновременно и печатными изданиями различной тематики, и радиостанциями, и другими медиаактивами, и таких примеров, как «Эксперт», то есть узконаправленного издания с небольшим оборотом, довольно мало. И в этом контексте, хотя репутация независимого печатного издания – момент немаловажный, основным аспектом является все-таки финансовое состояние компании. «В основном возможность размещения IPO на фондовых рынках – как на российском, так и на западном – привязана к величине капитализации компании, которая рассчитывает привлечь деньги с рынка. Главная проблема состоит в том, что портфельным инвесторам интересны компании, стоящие сотни миллионов долларов. Поэтому тот же «Эксперт», если его капитализация значительно не увеличится, и другие подобные издания с небольшой капитализацией могут столкнуться с трудностями при размещении своих акций», – резюмирует представитель Fitch Ratings. // РБК

Витрина читающей России