17.11.2004


Компания "Организационно Технологические Решения" провела оценку рынка
технологий удаленного банковского обслуживания(УБО)


Оценка рынка технологий
Удалённого банковского обслуживания

Одной из основных задач, которые достаточно успешно решают западные банки, является "Предоставление клиентам единого спектра банковских услуг в удобной для клиента форме". Клиент банка получает необходимые услуги тем способом, который считает максимально приемлемым для себя. К подобному пути взаимодействий с клиентами стремятся сейчас и российские банки, развивая филиальную сеть, укрепляя розничные каналы. Однако взаимодействие через офис не всегда отвечает текущим возможностям клиента. Помимо собственно прихода клиента в филиал или отделение существуют еще возможности альтернативных коммуникаций, которые уже достаточно хорошо себя зарекомендовали: запросы по телефону, Интернет и другие пути взаимоотношений с клиентами. В настоящее время развитие такой многоканальной сети оказания и продвижения банковских услуг диктует определенные требования к системам удаленного банковского обслуживания (УБО).
Компания "Организационно Технологические Решения" (ОТР) провела опрос среди российских банков на предмет использования в них систем УБО и планов их приобретения. Полученные в результате опроса количественные оценки, характеризуют насыщенность рынка системами УБО. Передовые российские банки сегодня внимательно следят за событиями на финансовом рынке и всерьез озабочены укреплением позиций западных конкурентов. Стремясь вывести свой бизнес на высокий уровень, банки с меньшими финансовыми активами также выражают заинтересованность в создании оптимальной системы, позволяющей установить удаленную связь с клиентами.
В проведенном исследовании принимали участие банки разных категорий, из различных регионов России. При составлении выборки банков для опроса использовались рейтинг 200 банков с наибольшим собственным капиталом и рейтинг 200 банков с наибольшими активами.
В результате опроса, проведенного в сентябре-ноябре 2004 года, получены данные об использовании различных систем УБО в 231 банке.

На основе полученных данных сформированы следующие основные выводы:

§       Системы УБО класса Банк-Клиент используют на данный момент более 90% всех банков. Модули класса Интернет-Клиент используют порядка 55% всех банков. Модули класса Телефон-Клиент применяют порядка 20% всех банков.

§       Наиболее распространенной системой Банк-Клиент, которую используют российские банки, является система компании Банк'с Софт Системс (БСС), с ней работают порядка 32% всех банков. На втором месте по распространенности стоят системы внутрибанковской разработки, которые используют порядка 22% всех банков.

 §       Наиболее распространенной системой Интернет-Клиент, которую используют российские банки, так же является система компании БСС. Ее используют 29% банков, применяющих системы УБО такого класса. Второе место по распространенности занимают системы внутрибанковской разработки их используют 23% банков. Третье место занимает система компании Бифит, ее используют порядка 22% банков.

 §      Наиболее распространенной системой Телефон-Клиент так же является разработка компании БСС. Ее используют 52% банков, применяющих такие системы для обслуживания своих клиентов. На втором месте по распространенности стоят системы, разработанные банками самостоятельно. Их используют порядка 20% всех банков. Система телефонии от компании СтепАП стоит на третьем месте, она установлена в 15% всех банков.

 §      Системы УБО для обслуживания физических лиц в банках пока еще распространены не так широко, как для корпоративных клиентов. Системы для обслуживания физических лиц используют около 10% банков, принявших участие в опросе. На данный момент по результатам опроса лидируют системы внутрибанковской разработки, их используют 40% банков (из числа этих 10%). Систему "Частный Клиент" для обслуживания физических лиц от компании БСС используют 22% банков.

Использование банками систем Удаленного Банковского Обслуживания
Проведённый опрос показал, что:

§      215 опрошенных банков используют для оказания банковских услуг юридическим лицам систему Банк-Клиент, что составляет 92% от общего количества банков, принявших участие в опросе.

§      124 опрошенных банка используют для оказания банковских услуг юридическим лицам систему Интернет-Клиент, что составляет 53% от общего количества банков, принявших участие в опросе.

§      50 опрошенных банков используют для обслуживания своих клиентов систему Телефон-Клиент, это составляет 21% от общего количества банков, принявших участие в опросе.

Таблица №1

Класс системы

Кол-во банков, использующих данный класс систем

В % к общему числу опрошенных банков

Банк-Клиент

215

92%

Интернет-Клиент

124

55%

Телефон-Клиент

50

20%

Общее кол-во банков принявших участие в опросе

231

100%





Разработчики систем УБО типа Банк-Клиент

Наиболее распространенной системой Банк-Клиент, которую используют российские банки, является система от компании БСС. Ее используют 70 банков из числа опрошенных, что составляет 32% от общего количества банков, использующих данный класс систем. На втором месте по распространенности стоят системы внутрибанковской разработки. Их используют 48 банков, что составляет 22% от общего количества банков, использующих систему Банк-Клиент. На третьем месте стоит система от компании Диасофт. Ее используют 13 банков, что составляет 6%. Системы от компаний РФК и R-Style Softlab используются в 12 банках каждая, соответственно занимая доли в 5,5%. Система от компании Инверсия используют 11 банков (5,1% от количества ответов на данный вопрос). Систему УБО от компании Инист используют 9 банков. Компании Бифит и Кворум имеют по 8 внедрений систем Банк-Клиент по результатам опроса. Доли этих компаний оцениваются в 3,7% каждая. Системы от компаний Комита и ЦФТ внедрены в 7 и 6 банках соответственно, занимая по результатам опроса совокупную долю в 6%. Разработки компаний Мастер Домино, СФТ и Magic World используют 4, 3 и 2 банка соответственно, занимая совокупную долю в 4%.
Все остальные системы имеют по одному внедрению и занимают суммарную долю в 2,5% (BARS, Ramax, Интелибанкир, Юнисаб).

Таблица №2

Разработчик

Количество систем Банк-Клиент, установленных в банках

В % к общему количеству банков

БСС

70

32 %

собственная

48

22,1%

Диасофт

13

6,0%

R-style

12

5,5%

РФК

12

5,5%

Инверсия

11

5,1%

Инист

9

4,1%

Бифит

8

3,7%

Кворум

8

3,7%

Комита

7

3,2%

ЦФТ

6

2,8%

Мастер Домино

4

1,8%

СФТ

3

1,4%

Magic World

2

0,9%

BARS

1

0,5%

BSC

1

0,5%

Ramax

1

0,5%

Интелибанкир

1

0,5%

Юнисаб

1

0,5%

Общий итог

217

100%





Разработчики систем УБО типа Интернет-Клиент

Наиболее распространенной системой Интернет-Клиент, которую используют российские банки, является система от компании БСС. Ее используют 37 банков, что составляет 29% от общего количества банков, использующих системы типа Интернет-Клиент. На втором месте по распространенности стоит система внутрибанковской разработки ее используют 29 банков, что составляет 23 % от общего числа банков использующих этот тип системы. Третье место занимает система от компании Бифит она установлена в 28 банках, ее доля составляет 22%. Систему компании Инист, используют 7 банков, что составляет 5,5%. Системы от компаний Faktura.ru и СтепАП используют в 5 и 4 банках соответственно. Доли этих разработчиков составляют 3,9% и 3,1%. Системы от компаний Инверсия и ЦФТ используются в 3-х банках каждая, соответственно, занимая доли в 2,3%. Системы от компаний R-Style Softlab, РФК, Комита и СФТ используются в двух банках каждая, что в совокупности составляет 6,4%.
Другие разработчики систем типа Интернет-Клиент имеют по одному внедрению и в совокупности они занимают 4% (BSC, Ramax, Диасофт, Интелибанкир, Forbis).

    Таблица №3

Разработчик

Количество систем Интернет-Клиент, установленных в банках

В % к общему количеству банков

БСС

37

29%

Бифит

28

22%

собственная

28

22%

Инист

7

5,5%

Faktura.ru

5

3,9%

СтепАП

4

3,1%

Инверсия

3

2,3%

ЦФТ

3

2,3%

R-style

2

1,6%

Комита

2

1,6%

РФК

2

1,6%

СФТ

2

1,6%

BSC

1

0,8%

IBS

1

0,8%

Ramax

1

0,8%

Диасофт

1

0,8%

Интелибанкир

1

0,8%

Форбис

1

0,8%

Общий итог

129

100%



Разработчики систем УБО типа Телефон-Клиент

Наиболее распространенной системой Телефон-Клиент среди банков, использующих данный тип системы, является разработка компании БСС. Ее используют 23 из 44 банка, что составляет 52%. На втором месте по распространенности стоят системы разработанные банками самостоятельно. Их используют 9 банков, что составляет 20%. Система телефонии от компании СтепАП стоит на третьем месте, она установлена в 6 банках, что составляет 14%. Такие компании как Артикслайн, Ramax, Интелибанкир, Крис, РФК и Форбис по результатам опроса имеют по одному внедрению.

Таблица №4

Разработчик

Количество систем, установленных в банках

В % к общему количеству банков

БСС

23

52%

Собственная

9

20%

СтепАП

6

14%

Ramax

1

2%

Артикслайн

1

2%

Интелибанкир

1

2%

Крис

1

2%

РФК

1

2%

Форбис

1

2%

Общий итог

44

100%






Системы УБО Интернет Клиент для физических лиц

По итогам опроса 23 из 233 банков используют систему УБО для физических лиц. Это составляет 9,8% от размера выборки. Девять банков из числа предоставляющих услуги УБО физическим лицам используют систему собственной разработки, что составляет 40%. Система от компании БСС используется в 5 банках, что составляет 22%. Систему компании Бифит используют в своей работе 3 банка. Такое же количество банков используют разработку от компании СтепАП. По одному внедрению систем УБО для физических лиц у компаний Compass Plus, Инист и Интелибанкир.

Список банков принявших участие в опросе(Открывается в новом окне)

Таблица №5

Разработчик

Количество систем, установленных в банках

В % к общему количеству банков

Собственная

8

40%

БСС

5

22%

Бифит

3

13%

СтепАП

3

13%

Compass Plus

1

4%

Инист

1

4%

Интелибанкир (CSBI)

1

4%

Общий итог

23

100%