18.11.2004

Boeing внес аванс за отмену пошлин



Вчера в Москве министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко и президент компании Boeing Гарри Стоунсайфер подписали меморандум об участии компаний российского авиапрома в программе создания самолета Boeing 7E7 Dreamliner. По официальным заявлениям, будущие контракты сторон оцениваются в $2,5 млрд – правда, заключаться они будут до 2010 года. При этом на церемонии подписания документа американцы не услышали самых ожидаемых обещаний – снизить импортные пошлины на авиатехнику, не позволяющие Boeing развернуть широкие продажи своих самолетов в России.

    Крупнейшая в мире аэрокосмическая компания Boeing в России работает в основном в сфере научно-исследовательских проектов. В 1992 году компания открыла в Москве Научно-технический центр (НТЦ). В 1998 году был также открыт конструкторский центр Boeing, сейчас в нем работают 750 российских инженеров. В конце 90-х годов АО "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение" (ВСМПО) стало одним из поставщиков титана для компании. Предприятие поставляет 25% металла, используемого Boeing в строительстве гражданских самолетов. Хуже обстоят дела компании в реализации лайнеров на территории России. Высокие ввозные пошлины (около 40%) до сих пор не позволили Boeing развернуть в России масштабные продажи. Из 106 самолетов, эксплуатируемых сейчас в СНГ, на Россию приходится только 39 воздушных судов – у "Трансаэро", "Аэрофлота" и "Красэйр".

Вчера в Москве министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко и президент–главный исполнительный директор Boeing Гарри Стоунсайфер подписали меморандум о сотрудничестве, предполагающий в том числе участие России в проекте компании по проектированию и строительству нового самолета Boeing 7E7 Dreamliner. Первые самолеты этого типа должны появиться в 2008 году и заменить Boeing 757 и Boeing 767. Проектная вместимость – 200-250 пассажиров, дальность полета – до 15,4 тыс. км.

Как говорится в официальном сообщении компании, сотрудничество будет вестись в шести областях. Это работы по проектированию 7Е7; совместные разработки новых технологий с участием специалистов Российской академии наук, Центрального аэрогидродинамического института и Всероссийского института авиационных материалов; прочностные испытания композиционных и титановых элементов конструкций; расширение закупок титановой продукции; оказание поддержки в разработке программного обеспечения и проектирование грузового самолета Boeing Large Cargo Freighter, предназначенного для транспортировки секций фюзеляжа 7E7. Впрочем, это только общие формулировки. "Мы еще не можем конкретизировать роль российской стороны в программе 7Е7",– сообщили Ъ в российском представительстве Boeing.

Однако Минпромэнерго уже объявило, что сумма реализованных в рамках меморандума контрактов может составить $2,5 млрд. В Boeing эту цифру не комментируют. Источник Ъ, близкий к компании, назвал ее "не завышенной, не заниженной", однако уточнил, что речь идет о периоде с 2004 по 2010 год и что в нее входят все контракты компании в России. В том числе и подписанный вчера же господином Стоунсайфером и гендиректором ВСМПО Владиславом Тетюхиным контракт об увеличении поставок российского титана (правда, параметры этой сделки не разглашаются).

В компании Boeing вчерашнее подписание документов называют планомерным увеличением своего присутствия в России, не связанным с намерением приобретения активов в России. "Скорее мы хотим продавать свою продукцию",– уточнил источник Ъ. Однако на вчерашней встрече американские бизнесмены не услышали обещаний российских чиновников, к примеру, снизить пошлины на ввоз западной техники.

СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН



КоммерсантЪ